Бакалавриат
2023/2024
Формирование и анализ финансовой отчетности
Статус:
Курс по выбору (Управление и аналитика в государственном секторе)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения дисциплины студенты познакомятся с тем, что и каким образом можно узнать об организации из ее финансовой отчетности – а также с тем, как финансовая отчетность формируется. Финансовая отчетность характеризует состояние имущества, обязательств и собственных средств организации на отчетную дату, а также финансовые результаты деятельности организации за прошедший период. Первая часть курса посвящена содержанию финансовой отчетности и подходам к ее составлению. Вторая часть посвящена анализу финансовой отчетности и влиянию полученной таким образом информации на принятие решений. Отдельные материалы курса знакомят студентов с родственными областями знаний - особенностями бюджетного учета и отчетности, управленческим учетом, аудитом финансовой отчетности.
Цель освоения дисциплины
- • Студент оценивает значение финансовой отчетности и отдельных ее показателей, а также связи бухгалтерского учета с остальными областями деятельности организации. • Студент сможет применить технику ведения бухгалтерского учета и стандарты ведения финансового учета и составления финансовой отчетности. • Студент сможет составить финансовую отчетность с учетом особенностей формы собственности организации. • Студент применяет современные техники анализа финансовой отчетности и понимает их ограничения.
Планируемые результаты обучения
- Оценивает потоки денежных средств на основе аналитических материалов.
- Студент понимает и может сформулировать самостоятельно определения понятий "активы", "пассивы", "доходы", "расходы", "финансовый результат", "амортизация". Имеет представление о том, как формируются эти показатели и как они отражаются в финансовой отчетности компаний. Понимает содержание концепций финансовой результативности, ликвидности, деловой активности, структуры финансирования компании; умеет рассчитать эти показатели по данным финансовой отчетности.
- Способен сформировать отчет о движении денежных средств. Понимает различия между инвестиционной, операционной и финансовой деятельностью. Способен оценить денежные потоки от инвестиционной, финансовой и операционной деятельности на данных финансовой отчетности.
- оценивает денежные потоки предприятия и финансовые показатели с учетом отраслевых особенностей
- Структурирует информацию о цели учета, его сущности и о возможностях применения бухгалтерской информации
- Воспроизводит и интерпретирует понятие «финансовый анализ», различает в зависимости от типа предприятия
- Применяет методы анализа финансовой отчетности, интерпретирует полученные результаты
- Выявляет оптимальный метод для исследования в зависимости от характеристик изучаемой компании и объема имеющихся данных
- Предлагает свою интерпретацию полученных результатов
- Интерпретировать значение полученных ключевых индикаторов в зависимости от цели (стейкхолдеров)
- Сравнить подходы к выбору ключевых индикаторов, оказывающих влияние на принятие решения в условиях риска
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Особенности формирования отчетности организации
- Тема 2. Методы и техника анализа финансовой отчетности
- Тема 3. Оборотные и внеоборотные активы: ключевые характеристики.
- Тема 4. Денежные потоки (ресурсы): особенности формирования
- Тема 5. Методы и техника анализа финансовой отчетности.
- 6. Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Элементы контроля
- ПроектСостоит из двух частей. o Часть 1.Сбор информации и ее систематизация с точки зрения финансового подхода (пять денежных потоков). o Часть 2. Применить все методы анализа. Сделать выводы, отражающие особенности выбранной компании. • Работы выполняются в группе от 2 до 4 студентов. Каждому участнику в группе ставится одинаковая оценка. • Финансовая отчетность по выбранной компании лучше брать за два года. Или взять отчетность по двум компаниям одной отрасли.
- Тестовые заданияТестовые задания, как правило, закрытого типа с множественным выбором. Один из четырех - верный.
- ЗадачиКак правило, предлагается четыре варианта возможных ответов, из которых один верен. При необходимости студент может загрузить скан решений в специальный созданный элемент