• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Экономика и человеческие ресурсы стран Ближнего Востока и Северной Африки

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 41.04.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу современного социо-экономического развития стран Ближнего Востока. Участники курса познакомятся с ключевыми трендами в сфере бизнеса и инвестиций, узнают особенности развития потенциала экспорта и импорта региона.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности (научно-исследовательской, проектной, информационной и аналитической), сопряженной с социально-экономическим развитием стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует миграционные процессы, проходящие в регионе
  • Выявляет и анализирует связь между развитием науки и образования в странах БВСА и их социально-экономическом развитием
  • Сравнивает и анализирует особенности развития традиционной и альтернативной энергетики в странах БВСА
  • Анализирует тенденции и выявляет особенности реализации социальной политики в БВСА
  • Выявляет связь между переходом стран БВСА и их социально-экономическими показателями
  • Выявляет связь между социально-экономической и политической обстановкой в регионе и вопросами обеспеченностью водой, анализирует водные стратегии в странах региона
  • Знает и анализирует основных особенности развития экономики стран БВСА, знает новые отрасли экономики и оценивает потенциал диверсификации экономики
  • Знает и ориентируется в исламских финансовых продуктах и может оценить конкурентные преимущества стран БВСА для потенциальных инвесторов
  • Знает и оценивает рынок труда стран БВСА, масштабы безработицы и «демографический дивиденд»
  • Знает и сравнивает основные виды полезных ископаемых, добываемые в БВСА, и ключевые характеристики добычи и переработки углеводородов
  • Знает основные виды выращиваемых в странах БВСА сельскохозяйственных культур, анализирует вопросы продовольственной безопасности
  • Знает основные виды сельскохозяйственных секторов стран БВСА
  • Знает основные виды транспорта и транспортной инфраструктуры в странах БВСА
  • Знает основных торговых партнеров стран БВСА
  • Умеет и определяет основные подходы к изучению стран БВСА
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Специфические особенности исследований БВСА
  • Тема 2. Добыча полезных ископаемых в странах БВСА. Нефть – «черное золото» или «черное проклятие» стран-экспортеров углеводородов? Создание нефтяных картелей.
  • Тема 3. Структурные сдвиги в развитии экономики стран БВСА. Проблема диверсификации экономики.
  • Тема 4. Водные ресурсы БВСА.
  • Тема 5. Традиционная и альтернативная энергетика в странах БВСА.
  • Тема 6. Внешняя торговля арабских стран
  • Тема 7. Трудовые ресурсы и структура занятости БВСА.
  • Тема 8. Миграционные процессы в странах региона.
  • Тема 9. Демографический рост и устойчивое развитие в странах БВСА.
  • Тема 10. Социальная политика в странах БВСА.
  • Тема 11. Транспорт и туризм БВСА
  • Тема 12. Образование и наука БВСА
  • Тема 13. Переход к устойчивому развитию стран БВСА
  • Тема 14. Исламские финансы + Деловая игра.
  • Тема 15. Сельское хозяйство БВСА
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность студентов на семинарах и практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
  • неблокирующий Эссе
    Тема эссе должна быть согласована с преподавателем. Структура: вступление, основная часть и заключительная часть.
  • неблокирующий Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Активность студентов на семинарах и практических занятиях + 0.15 * Эссе + 0.1 * Посещаемость занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исламский банкинг, Журавлев, А. Ю., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке : Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы, , 2014
  • КУДЕЛИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2014). Рецензия На Книгу «Ближний Восток, Арабское Пробуждение И Россия: Что Дальше?» (Сборник Статей / Отв. Ред-Ры: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. - М.: Ив Ран, 2012. - 593 С.).

Авторы

  • Имамкулиева Эльмира Эльмановна