Магистратура
2023/2024
История исламской теологии и философии и их развитие в России
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алексеев Игорь Леонидович
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс имеет целью предоставить студентам исторический обзор становления и развития богословской и философской мысли в исламе, ее основных школ, тенденций и проблем и их преломления в российском мусульманском контексте. Опираясь на анализ оригинальных источников и их переводов, а также на изучение исследовательской литературы студент получит понимание ключевых дискуссий, поддерживающихся на протяжении столетий в исламской мысли, аргументации различных позиций. Благодаря этому студент сможет раскрыть для себя многообразие исламской мысли в сочетании с единством ее проблематики. В точки зрения изучения ислама в России такие базовые знания помогут понять как специфику исламской интеллектуальной традиции в различных регионах, входивших на разных этапах в состав российского государства, так и тесную взаимосвязь российского ислама с остальным исламским миром.
Цель освоения дисциплины
- Научить студента ориентироваться в основных проблемах исламской богословской и философской мысли, тенденциях и исторической динамике ее развития
- Сформировать у студента понимание логики и аргументации исламских интеллектуальных дискуссий в историческом контексте
- Сформировать понимание студентом значения общеисламских дискуссий в контексте российского ислама, а также ознакомить студента со спецификой развития богословских школ ислама в России
- Сформировать у студента базовые навыки анализа философских и богословских текстов
Планируемые результаты обучения
- Разбирается в истории развития Халифата
- Выполняет анализ Корана как литературного текста. Анализирует различные течения коранической традиции.
- Сравнивает примеры светской дидактической литературы (адаб) с примерами коранической дидактической литературы, выполняет сравнительный анализ.
- Знает основные понятия и категории теории исламского права и государства, включая понятия шариата и фикха, исламского права как юридического феномена и исламского государства;
- Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
- Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
- Студент знаком с основными положениями философского суфизма, знает его основных представителей и ключевые концепции, умеет оперировать специальной суфийской терминологией, а также имеет общие представления о научных подходах к изучению суфизма
- Знакомство с культурно-историческим контекстом Корана; знание важнейших современных пособий по языку Корана и умение пользоваться ими; представления о трудностях перевода Корана на другие языки, умение пользоваться наиболее надежными современными переводами Корана.
- Знакомство с текстами «Священной истории Корана» (ветхозаветные и новозаветные сюжеты; сюжеты из доисламской истории арабов).
- Знает историю формирования «канонического» текста Корана в контексте споров об исламской ортодоксии первых веков Хиджры.
- Знает догматику и право (шариат). Имеет представление о социальной справедливости в исламе.
- Студент должен знать основные задачи и направления изучения Корана
- Понимание политического дискурса о шариате и его правовой составляющей, умение анализировать и сопоставлять нормативные источники и литературу о ре-исламизации в мире
- Понимание того, как шла институционализация шариатских практик мусульманских общин в Российской империи и СССР, каковы были ее результаты, умение адекватно анализировать нормативные источники этих эпох
- Продолжение усвоения понятийного аппарата, знание отраслей фикха, его отличия от шариата, современного российского права, умение анализировать домодерные мусульманские правовые источники
- Студент должен владеть навыками анализа философских и богословских текстов
- Студент должен знать об основном круге проблем мусульманской философии и теологии
- Студент должен понимать логику и аргументацию исламских интеллектуальных дискуссий в историческом контексте
- Студент должен уметь ориентироваться в ключевых терминах мусульманской философской и теологической традиций
- Студенты должны владеть основной терминологией суфизма
- Студенты должны знать основных представителей суфизма в классическую и постклассическую эпохи
- Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
- Студенты должны анализировать причины и следствия идейной борьбы в раннем Исламе.
- Студент может разъяснить концепцию верховной власти в Халифате.
- Студент может проанализировать причины и следствия развития салафитского движения.
- Студент может проанализировать соотношение понятий ал-фалсафа и ал-файласуф (мн. ч. ал-фаласифа) с западноевропейскими концепциями «философия» и «философ».
- Студент ознакомлен с истоками мусульманской философской мысли.
- Студент должен ориентироваться в основных проблемах исламской теологии и философии и их развития в России;
- Студент должен - анализировать тенденции исторического развития исламской мысли, социальный и культурный контекст возникновения основных идей и концепций;
- Студент должен уметь критиковать основную отечественную и зарубежную историографию истории исламской мысли, концепции ведущих исследователей и актуальные проблемы научных дискуссий в данной предметной сфере
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Проблема «правоверия» и «заблуждения».
- 1.2. Идейная борьба в раннем исламе: сунниты-ханбалиты, шииты, хариджиты, мурджииты, мутазилиты.
- 1.3. Аш‘ариты и матуридиты: компромисс суннитского «традиционализма» и му‘тазилитского ал-калама.
- 1.4. Проблема верховной власти
- 1.5. Доктрина халифата.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Доклад-презентация + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9781400887972 - Knysh, Alexander D. - Sufism : A New History of Islamic Mysticism - 2017 - Princeton University Press - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1510351 - nlebk - 1510351
- Khaled El-Rouayheb, & Sabine Schmidtke. (2019). The Oxford Handbook of Islamic Philosophy. Oxford University Press.
- Leaman, O. (2002). An Introduction to Classical Islamic Philosophy: Vol. 2nd ed. Cambridge University Press.
- Leaman, Oliver. An Introduction to Classical Islamic Philosophy, Cambridge University Press, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=201810.
- Majid Fakhry. (2011). Islamic Philosophy : A Beginner’s Guide. Oneworld Publications.
- RB. (2014). The Philosophy of the Kalam, by Harry Austryn Wolfson.
- Richard M. Frank, & Dimitri Gutas. (2016). Classical Islamic Theology: The Ash`arites : Texts and Studies on the Development and History of Kalam, Vol. III. Routledge.
- Wael B. Hallaq. (2016). The Formation of Islamic Law. Routledge.
- Торжество знания : концепция знания в средневековом исламе, Роузентал, Ф., 1978
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alfarabi and the foundation of islamic political philosophy, Mahdi, M. S., 2010
- An introduction to Islamic law, Hallaq, W. B., 2009