Магистратура
2023/2024
Клиническая психология личностного генеза
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сорин Антон Валентинович
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления магистерской программы «Консультативная психология. Персонология».
Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, формирование представлений о нарушении функций эго в личностном генезе, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции.
Цель освоения дисциплины
- Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, формирование представлений о нарушении функций эго в личностном генезе, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции. Планируемые результаты: Знает о клинической периодизации жизни личности; Знает о психодинамической периодизации личности; Имеет представление о функциях эго и их нарушениях; Имеет навык критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции.
Планируемые результаты обучения
- Знает о клинической периодизации жизни личности;
- Знает о психодинамической периодизации личности;
- Имеет представление о функциях эго и их нарушениях;
- Имеет навык критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Клинические и психодинамические периодизации жизни личности
- Раздел 2. Нарушения функции эго в личностном генезе
- Тема 1. Взгляд на развитие человека от его зачатия до 2-х лет с точки зрения культурологии, педиатрии и психологии.
- Тема 2. Психическое развитие ребёнка в первые месяцы жизни – самые ранние объектные отношения с точки зрения Дональда Винникотта.
- Тема 3. Модель развития психики ребёнка, разработанная Мелани Кляйн: параноидно-шизоидная и депрессивная позиции.
- Тема 4. Концепция сепарации-индивидуации Маргарет Малер.
- Тема 5. Представление об организующих принципах развития психики Рене Шпица.
- Тема 6. Пять стадий психосексуального развития от истоков психодинамического подхода до современных представлений.
- Тема 7. Эпигенетическая теория Эрика Эриксона – психическое развитие человека от рождения до смерти.
- Тема 8. Модели развития психики человека во взрослом и зрелом возрастах.
- Тема 9. Травма развития и генез личности – психологический взгляд.
- Тема 10. Травма развития и генез личности – медицинский взгляд.
- Тема 11. Разбор случаев из практики психологического консультирования, отражающих специфику оказания психологической помощи людям с разным уровнем организации личности и разным ведущим фактором психических трудностей.
Элементы контроля
- Активность
- Экзамен
- ЭссеЭссе «Самое первое воспоминание»
- КоллоквиумКоллоквиум «Психологический возраст»
- Тест 1
- Тест 2
- Самостоятельная работаСамостоятельный разбор одного из случаев
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Итоговое оценивание происходит по результатам экзамена, который проходит в форме тестирования: Оэкзамен Результирующая оценка высчитывается по формуле: Итоговая оценка = (эссе (20 баллов) + коллоквиум (20 баллов) + тест (10 баллов) + тест (10 баллов) + самостоятельный разбор случая (40 баллов)) / 10
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Клинические лекции по Кляйн и Биону, , 2012
- Я и Оно : Сочинения: пер. с нем., Фрейд, З., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Немировский, К. Винникотт и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства / К. Немировский , научный редактор М. В. Ромашкевич , перевод с испанского Л. А. Янсонене. — Москва : Когито-центр, 2010. — 217 с. — ISBN 978-5-89353-323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109236 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Эго и механизмы защиты - 978-5-94193-919-0 - Фрейд А. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/362628 - 362628 - iBOOKS