• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Латинская текстология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Шаршукова Ольга Валерьевна
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 210

Программа дисциплины

Аннотация

Специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к письменным нарративным источникам на древних и восточных языках. Кроме того, в рамках своей деятельности они непосредственно работают с данными папирологии, эпиграфики и палеографии. Для того, чтобы в будущем выпускники программы "Античная и восточная археология" смогли работать с этими данными на должном уровне, в частности, публиковать новые открытия в области эпиграфики, папирологии, нумизматики в соответствии с мировыми стандартами, этот курс призван ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования на латинском языке, который является языком многих исторических источников, содержащих важные сведение об истории, географии и памятниках древнего мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоить грамматику и синтаксис латинского языка, чтобы у студентов была возможность знакомиться с источниками на языке оригинала.
  • научить студентов работать с разными типами текстов как с историческим источником на примере латинской художественной прозы и стихотворных текстов.
  • дать студентам представление о том, как издаются тексты классических памятников, познакомить студентов с теоретическими и практическими проблемами текстологии классических памятников
  • познакомить студентов с основами приципами работы с критическими изданиями классических текстов: дать представление о том, как проводится классификация рукописей и как на ее основе выстраивается публикуемый текст, познакомить студентов с базовыми техниками конъектуральной правки;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет читать латинский текст, соблюдая правила постановки ударения и правила чтения.
  • Знает историю развития латинского языка, латинский алфавит, правила чтения букв и их сочетаний, проставления ударений
  • - умеет отличать между собой латинские склонения.
  • - умеет склонять существительные и прилагательные по парадигме, может образовать указанную форму.
  • - умеет образовывать сравнительные и превосходные степени прилагательных, знает список исключений.
  • - определяет формы латинских глаголов.
  • - умеет проспрягать глагол по парадигме.
  • - правильно образовывает и определяет формы отглагольных существительных и прилагательных, знает их особенности.
  • - определяет категорию местоимения.
  • - умеет склонять местоимения и словосочетания с ними.
  • - правильно выбирает падеж после предлога.
  • - идентифицирует наречия в тексте, может назвать их способ образования.
  • - умеет образовывать степени сравнения наречий.
  • - отличает категории латинских числительных.
  • - умеет образовывать словосочетания с числительными в различных падежных формах.
  • - правильно переводит простые предложения с латыни на руссий.
  • - может составить простое предложение на латыни с использованием различных функций падежей и синтаксических конструкций.
  • - умеет осуществить синтаксический разбор простого предложения с определением конструкций и форм.
  • - правильно переводит сложносочиненные предложения с латинского языка на русский.
  • - умеет использовать правило согласования времен при образовании сложноподчиненных предложений.
  • - умеет делать синтаксический разбор сложных предложений, опознает синтаксические конструкции, объясняет принцип выбора наклонений.
  • - может перечислить основные периоды и ключевых авторов в истории римской литературы.
  • - читает прозаические тексты на латинском языке в оригинале, переводит со словарем, может определить основные стилистические и синтаксические характеристики.
  • - умеет разобрать стихотворную строку с выделением долгих и кратких слогов, определить размер.
  • - ориентируется в поэтических жанрах и ключевых поэтах в истории римской литературы.
  • - переводит латинскую поэзию на русский со словарем, понимает формы и синтаксис.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в латинский язык
  • Тема 2. Именная система латинского языка
  • Тема 3. Глагольная система латинского языка
  • Тема 4. Местоимения и предлоги
  • Тема 5. Наречия
  • Тема 6. Числительные
  • Тема 7. Синтаксис простого предложения
  • Тема 8. Синтаксис сложного предложения
  • Раздел 1. Латинская проза
  • Раздел 2. Латинская поэзия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Проверочная работа по пройденному материалу, состоящая из диктанта на новую лексику, задания на перевод и задания по пройденной грамматике.
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
    Итоговая работа. Состоит из грамматического задания, перевода текста и перевода предложений.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    1 * Самостоятельная работа
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.6 * Итоговая контрольная работа + 0.4 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kiss, D., Biondi, G. G., Butterfield, D., Gaisser, J. H., Heyworth, S. J., & Ramírez de Verger, A. (2015). What Catullus Wrote : Problems in Textual Criticism, Editing and the Manuscript Tradition. Swansea: The Classical Press of Wales. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1554310
  • Lingua Latina : учебник для вузов, Мирошенкова, В. И., 2018
  • May, J. M. (2002). Brill’s Companion to Cicero : Oratory and Rhetoric. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132966
  • McGill, S. A. (2017). Ancient Roman Literature. Ancient Roman Literature, 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=17953616
  • Skinner, M. B., & Wiley InterScience (Online service). (2007). A Companion to Catullus. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231556
  • Tilg, S. (2014). Apuleius’ Metamorphoses : A Study in Roman Fiction (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1540149
  • Грамматика латинского языка. Ч.1(теоретическая): Морфология и синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • Грамматика латинского языка. Ч.2(практическая): Синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • История Римской литературы, Дуров, В. С., 2022
  • Латинский язык : учебник и практикум для академического бакалавриата, Солопов, А. И., 2018
  • Латинский язык для гуманитарных вузов : учебное пособие, Мирошенкова, В. И., 2000
  • Латинский язык для гуманитарных вузов, учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп., 416 с., Мирошенкова, В. И., Федоров, Н. А., 2000
  • Подосинов, А. В. LINGUA LATINA. Введение в латинский язык и античную культуру : учебное пособие / А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 — Часть 3 — 2018. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-0284-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232688 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Учебник латинского языка, Соболевский, С. И., 2004
  • Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений. Т.2: Римская литература, , 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034
  • Подосинов, А. В. LINGUA LATINA. Введение в латинский язык и античную культуру : учебное пособие / А. В. Подосинов, Н. И. Щавелев. — 11-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 — Часть I — 2022. — 256 с. — ISBN 978-5-89349-260-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191080 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Подосинов, А. В. LINGUA LATINA. Введение в латинский язык и античную культуру : учебное пособие / А. В. Подосинов, Н. И. Щавелев. — 17-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 — Часть II — 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-89349-099-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191078 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Иванова Анна Владимировна