• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Управление ценообразованием

Статус: Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Маркетинг - менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливает студентов к изучению курса «Создание новых продуктов». В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое внимание уделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования. Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлению ценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы; обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализ экономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формирования его цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовой стратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики ТЕМА 2. Процесс ценообразования: этапы установления цены на товар ТЕМА 3. Оценка затрат при установлении цены ТЕМА 4. Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компании ТЕМА 6. Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразования ЦЕН ТЕМА 7. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товара ТЕМА 8. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентов ТЕМА 9. Окончательное установление цены ТЕМА 10. Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмы ТЕМА 11. Ценовая стратегия в рамках товарного ассортимента ТЕМА 12. Тактические приемы ценообразования ТЕМА 13. Решение об изменении цены
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливает студентов к изучению курса «Создание новых продуктов». В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое внимание уделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования. Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлению ценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы; обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализ экономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формирования его цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовой стратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ ТЕМА 2. ЗАТРАТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМА 3. ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ТЕМА 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ К УРОВНЯМ ЦЕН ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБОСНОВАНИИ ЦЕН ТЕМА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН С УЧЕТОМ КОНКУРЕНЦИИ ТЕМА 8. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕМА 9. ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ И ТАКТИКИ УЧАСТИЯ В НИХ ТЕМА 10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА: Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: практ. пособие. - Эксмо, 2007
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет значение микроэкономических концепций для управления ценообразованием в бизнесе.
  • Понимает влияние ценовых решений на финансовые результаты работы фирмы. Умеет проводить анализ условий приемлемости ценовых решений.
  • Понимает значение оперативной адаптации цен к быстро меняющимся условиям продаж. Раскрывает логику выбора инструментов тактического ценообразования в зависимости от колебаний спроса и изменений в конкурентной ситуации фирмы на рынке.
  • Понимает логику связи издержек и цены и причины выбора компаниями затратной модели ценообразования. Умеет моделировать ценовые решения на основе сочетания информации об издержках и величинах спроса при раздичных уровнях цен.
  • Понимает особенности психологии потребителей, влияющие на восприятие ими уровней и соотношний цен. Способен выделить те психологические эффекты, которые необходимо учитывать при ценообразовании в определенном типе бизнеса.
  • Понимает причины возникновения ситуация острой ценовой конкуренции. Раскрывает подходы к минимизации финансовых потерь фирмы в ситуации "ценовой войны" на ее рынке.
  • Понимает причины различий в методах и процедурах ценообразования на различных отраслевых рынках. Раскрывает наиболее употребимые специфические приемы построения цен на различных типах рынков.
  • Понимает факторы формирования воспринимаемой потребителем ценности продукта на рынках различных типов. Способен анализировать различные варианты повышения ценности продукта и учета этого в ценообразовании.
  • Понимает факторы, которые необходимо учитывать при выборе ценовой стратегии фирмы. Раскрывает различия между различными вариантами такой стратегии. Обосновывает выбор наиболее адекватной стратегии для фирм с различными условиями деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики фирмы
  • Процесс ценообразования: этапы установления цены на товар
  • Оценка затрат при установлении цены
  • Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компании.
  • Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразования
  • Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товара
  • Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентов
  • Окончательное установление цены
  • Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмы
  • Ценовая стратегия в рамках товарного ассортимента. Стратегия ценовой дискриминации
  • Тактические приемы ценообразования
  • Решение об изменении цены
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Письменный экзамен
    Тест 90 мин.
  • неблокирующий Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен + 0.4 * Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • KINTLER, J., & REMEŇOVÁ, K. (2020). Effective Use of the Price Differentiation Strategy in Price Management. Ekonomické Rozhl’ady / Ecomomic Review, 49(3), 282–295.
  • Ларионова, О. А. Ценообразование. Методы ценообразования : учебное пособие / О. А. Ларионова. — Рязань : РГРТУ, 2022. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310556 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ямпольская, Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов / Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11197-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540013 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781119191155 - Smith, Tim J. - Pricing Done Right : The Pricing Framework Proven Successful by the World's Most Profitable Companies - 2016 - John Wiley & Sons, Incorporated - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1259551 - nlebk - 1259551
  • I. L. Goncharov, & O. A. Gorelova. (2020). Psychology of Consumer Choice and Its Influence on Pricing in Market Conditions. Вестник Университета, 8, 110–116. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-110-116
  • Крылова, И. Ю., & Клокова Э.Е. (2017). Основные Элементы И Этапы Разработки Ценовой Политики И Стратегии Управления Продажами ; Main Elements and Stages of Price Policy Development and Sales Management Strategy.

Авторы

  • Лукина Анастасия Владимировна
  • Филипская Елена Владимировна
  • Дворяшина Марина Михайловна
  • Мусатова Жанна Борисовна