Магистратура
2024/2025
Управление ценообразованием
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Маркетинг - менеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов
«Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливает
студентов к изучению курса «Создание новых продуктов».
В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управления
ценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания и
последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое внимание
уделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования.
Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управления
ценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлению
ценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы;
обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидки
за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализ
экономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формирования
его цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовой
стратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса.
ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики
ТЕМА 2. Процесс ценообразования: этапы установления цены на товар
ТЕМА 3. Оценка затрат при установлении цены
ТЕМА 4. Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компании
ТЕМА 6. Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразования
ЦЕН
ТЕМА 7. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товара
ТЕМА 8. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентов
ТЕМА 9. Окончательное установление цены
ТЕМА 10. Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмы
ТЕМА 11. Ценовая стратегия в рамках товарного ассортимента
ТЕМА 12. Тактические приемы ценообразования
ТЕМА 13. Решение об изменении цены
Цель освоения дисциплины
- Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливает студентов к изучению курса «Создание новых продуктов». В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое внимание уделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования. Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлению ценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы; обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализ экономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формирования его цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовой стратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ ТЕМА 2. ЗАТРАТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМА 3. ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ТЕМА 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ К УРОВНЯМ ЦЕН ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБОСНОВАНИИ ЦЕН ТЕМА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН С УЧЕТОМ КОНКУРЕНЦИИ ТЕМА 8. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕМА 9. ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ И ТАКТИКИ УЧАСТИЯ В НИХ ТЕМА 10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА: Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: практ. пособие. - Эксмо, 2007
Планируемые результаты обучения
- Объясняет значение микроэкономических концепций для управления ценообразованием в бизнесе.
- Понимает влияние ценовых решений на финансовые результаты работы фирмы. Умеет проводить анализ условий приемлемости ценовых решений.
- Понимает значение оперативной адаптации цен к быстро меняющимся условиям продаж. Раскрывает логику выбора инструментов тактического ценообразования в зависимости от колебаний спроса и изменений в конкурентной ситуации фирмы на рынке.
- Понимает логику связи издержек и цены и причины выбора компаниями затратной модели ценообразования. Умеет моделировать ценовые решения на основе сочетания информации об издержках и величинах спроса при раздичных уровнях цен.
- Понимает особенности психологии потребителей, влияющие на восприятие ими уровней и соотношний цен. Способен выделить те психологические эффекты, которые необходимо учитывать при ценообразовании в определенном типе бизнеса.
- Понимает причины возникновения ситуация острой ценовой конкуренции. Раскрывает подходы к минимизации финансовых потерь фирмы в ситуации "ценовой войны" на ее рынке.
- Понимает причины различий в методах и процедурах ценообразования на различных отраслевых рынках. Раскрывает наиболее употребимые специфические приемы построения цен на различных типах рынков.
- Понимает факторы формирования воспринимаемой потребителем ценности продукта на рынках различных типов. Способен анализировать различные варианты повышения ценности продукта и учета этого в ценообразовании.
- Понимает факторы, которые необходимо учитывать при выборе ценовой стратегии фирмы. Раскрывает различия между различными вариантами такой стратегии. Обосновывает выбор наиболее адекватной стратегии для фирм с различными условиями деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики фирмы
- Процесс ценообразования: этапы установления цены на товар
- Оценка затрат при установлении цены
- Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компании.
- Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразования
- Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товара
- Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Окончательное установление цены
- Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмы
- Ценовая стратегия в рамках товарного ассортимента. Стратегия ценовой дискриминации
- Тактические приемы ценообразования
- Решение об изменении цены
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Письменный экзаменТест 90 мин.
- Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен + 0.4 * Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- KINTLER, J., & REMEŇOVÁ, K. (2020). Effective Use of the Price Differentiation Strategy in Price Management. Ekonomické Rozhl’ady / Ecomomic Review, 49(3), 282–295.
- Ларионова, О. А. Ценообразование. Методы ценообразования : учебное пособие / О. А. Ларионова. — Рязань : РГРТУ, 2022. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310556 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ямпольская, Д. О. Ценообразование : учебник для вузов / Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11197-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540013 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781119191155 - Smith, Tim J. - Pricing Done Right : The Pricing Framework Proven Successful by the World's Most Profitable Companies - 2016 - John Wiley & Sons, Incorporated - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1259551 - nlebk - 1259551
- I. L. Goncharov, & O. A. Gorelova. (2020). Psychology of Consumer Choice and Its Influence on Pricing in Market Conditions. Вестник Университета, 8, 110–116. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-110-116
- Крылова, И. Ю., & Клокова Э.Е. (2017). Основные Элементы И Этапы Разработки Ценовой Политики И Стратегии Управления Продажами ; Main Elements and Stages of Price Policy Development and Sales Management Strategy.