Магистратура
2024/2025
Теория и психотерапия травмы
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шмарина Татьяна Александровна
Прогр. обучения:
Персонология. Консультативная психология и психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Теория и психотерапия травмы» представляет собой базовый курс, направленный на освоение теоретических и прикладных аспектов работы с травматическим стрессом. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые концепции и современные подходы к пониманию травматического и посттравматического стресса, а также их влияние на психическое здоровье. Особое внимание уделяется диагностике симптомов травмы, планированию и особенностям психотерапевтического вмешательства.
В результате изучения дисциплины студенты: освоят ключевые концепции травматического стресса и основы понимания психологической травмы; научатся проводить практическую оценку контекста и симптоматики психологической травмы; смогут разрабатывать планы психотерапевтического вмешательства с учетом этических норм, индивидуальных особенностей и специфики случая; овладеют навыками применения различных моделей психотерапии, направленных на работу с последствиями травматического опыта; будут способны формулировать запросы и структурировать консультативный процесс; приобретут понимание логики и последовательности интервенций, сфокусированных на работе с травмой.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение понимания нейробиологических и когнитивных механизмов, лежащих в основе формирования травмы.
- Формирование знаний о распространенных последствиях травмы для психического здоровья и их разнообразии (коморбидные и сопутствующие заболевания).
- Развитие навыков использования психодиагностических методов (методик / measures) для оценки выраженности симптоматики посттравматического стресса.
- Освоение методов психологического консультирования, применяемых в острый и посттравматический периоды.
Планируемые результаты обучения
- Определение терминов: потенциально травмирующее событие (типы); травма и травматический стресс;
- Острая стрессовая реакция (МКБ-11) и острое стрессовое расстройство (DSM-5-TR);
- посттравматический стресс (ПТС), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и осложненное (complex; комплексное) посттравматическое стрессовое расстройство (ОПТСР/КПТСР);
- Затяжная патологическая реакция горя. Ключевая симптоматика.
- 2. Чеклист ПТСР для DSM-5 (PTSD Checklist for DSM-5; PCL-5) и Чеклист жизненных событий (Life Events Checklist; LEC-5)
- 3. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinician-Administered Scale; CAPS)
- 4. Структурированное клиническое диагностическое интервью (Structured Clinical Interview for DSM; SCID)
- 5. Скрининг ПТСР (Trauma Screening Questionnaire; TSQ)
- 6. Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) Марди Джона Горовица (Horowitz М. J.; Imact of Ecent Scale- R; IES-R)
- 7. Миссисипская шкала – гражданский и военный вариант (Mississipi Scale-M&MS)
- 8. Опросник выраженности психопатологической
- 9. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory; BDI)
- 10. Шкала депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21; DASS-21)
- 11. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД)
- 12. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale; DES)
- 13. Опросник для оценки терапевтической динамики ПТСР (Treatment Outcome PTSD Scale; TOP-8)
- Ранние интервенции: первая психологическая помощь (Psychological First Aid; PFA), экстренная психологическая помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (Critical Incident Stress Debriefing;
- CISD) и его вред вне зависимости от формы проведения (групповая или индивидуальная), ступенчатый уход (Stepped Care)
- Рассмотрение общих элементов, фактически присутствующих в большинстве подходов КПТ к лечению ПТСР: психообразование, управление тревогой, пролонгированная экспозиция, когнитивная реструктуризация, экспозиция in vivo, профилактика рецидивов.
- Когнитивная процессуальная терапия; когнитивная терапия, сфокусированная на травме;
- EMDR; пролонгированная экспозиция и сфокусированная на травме когнитивно-поведенческая терапия.
- Студент демонстрирует осведомленность о современном состоянии психологии травматического стресса, инструментах оценки и методах психологического консультирования с доказанной эффективностью
- Студент объясняет нейробиологические и когнитивные механизмы развития расстройств, связанных со стрессом, и различает особенности острого и посттравматического стресса, а также типичного ПТСР и осложненного (complex PTSD) расстройства.
- Студент объясняет историю исследования травматического стресса и определяет ключевые термины, такие как потенциально травмирующее событие, травматический стресс, острые стрессовые реакции, ПТСР и осложненное ПТСР, включая различия между ними в контексте МКБ-11 и DSM-5-TR.
- Объясняет биологические основы острых стрессовых реакций, включая роль кортизола, норадренергического ответа и гамма-аминомасляной кислоты, а также процесс реконсолидации памяти и роль генетики в формировании травматического стресса.
- Студент анализирует когнитивную модель формирования ПТСР, выделяя ключевые элементы, такие как иррациональные и негативные когнитивные оценки, и их влияние на развитие расстройства
- Студент оценивает факторы риска и уязвимости, влияющие на развитие ПТСР, а также анализирует сложность и нелинейность течения ПТСР, включая различные траектории реагирования на травму (устойчивость, восстановление, хронизация, отсроченное начало)
- Студент демонстрирует знание основных принципов диагностики последствий травматического стресса, включая диагностические критерии ПТСР и коморбидных заболеваний, а также методики их оценки по международным классификациям (МКБ-11, DSM-5-TR)
- Студент способен объяснить важность комплексного подхода в диагностике травматического стресса, включая оценку как основных симптомов ПТСР, так и коморбидных расстройств, а также понимание их взаимосвязи.
- Студент применяет диагностические инструменты (шкалы, фрагменты клинического интервью, стандартизированные тесты) для выявления последствий травматического стресса, включая ПТСР и связанные с ним заболевания, в разных ситуациях
- Студент интерпретирует и анализирует результаты психодиагностического обследования клиента, выявляя признаки и симптомы ПТСР и коморбидных расстройств, а также оценивает их взаимное влияние на развитие и течение заболевания
- Студент описывает основные методы ранней интервенции после травматического стресса, включая первую психологическую помощь (PFA), экстренную психологическую помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (CISD) и ступенчатый уход (Stepped Care), а также объясняет их отличие и использование в различных ситуациях
- Студент объясняет преимущества и недостатки каждого из методов ранней интервенции, включая потенциальный вред психологического дебрифинга
- Студент применяет принципы и методы психологической помощи в экстренных ситуациях и после травматического стресса, используя подходы, ориентированные на управление тревогой, экспозицию и профилактику рецидивов в терапии ПТСР
- Студент анализирует различные терапевтические подходы к лечению ПТСР, включая когнитивно-поведенческую терапию, когнитивную процессуальную терапию, EMDR и пролонгированную экспозицию, оценивая их эффективность и подходящие условия применения
- Студент оценивает эффективность различных подходов к психотерапии ПТСР, включая Trauma-focused CBT и другие методы, в зависимости от специфики симптоматики и потребностей клиента
- Студент разрабатывает индивидуализированный план психологической интервенции для клиента с ПТСР, интегрируя элементы различных терапевтических подходов с учетом особенностей клиента и контекста вмешательства
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Психология травмы
- Раздел 3. Стратегии психологического консультирования
- Раздел 2. Диагностика последствий травматического стресса
Элементы контроля
- Аудиторная работаПреподаватель оценивает работу студентов в форме присутствия на лекциях и семинарских занятиях, промежуточные оценки входят в состав окончательной.
- Творческое задание 1 (ТЗ1)Творческое задание №1 предполагает выбор фильма с героем, пережившим потенциально травмирующее событие. Необходимо создать видеонарезку продолжительностью до 10 минут, демонстрирующую ключевую симптоматику героя, и снабдить её пояснениями. От лица героя требуется пройти не менее четырёх психодиагностических тестов для оценки симптомов, заполнить диаграмму концептуализации случая, а затем презентовать результаты анализа, включая видеоматериалы, тестовые данные и основные выводы.
- Творческое задание 2 (ТЗ2)Творческое задание №2 (ТЗ2; Составление плана психотерапии) предполагает составление плана психотерапии для персонажа из первого задания с учетом выявленной симптоматики (ОСР, ПТСР, КПТСР или пролонгированного горя), личностных особенностей героя, а также социального и культурного контекста. План должен включать формулировку цели терапии, описание этапов работы (например, установление контакта, проработка травматических воспоминаний, завершение терапии), примеры конкретных техник, которые будут применяться, и обоснование выбора подходов и методов, наиболее эффективных для данного случая.
- Тест 1Тест по разделам 1-2; 20 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 20 минут.
- Тест 2Тест по разделу 3; 20 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 20 минут.
- Тест 3Итоговый тест по разделам 1-2-3; 30 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 30 минут.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.08 * Аудиторная работа + 0.08 * Аудиторная работа + 0.16 * Творческое задание 1 (ТЗ1) + 0.16 * Творческое задание 2 (ТЗ2) + 0.16 * Тест 1 + 0.16 * Тест 2 + 0.2 * Тест 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-89353-437-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109107 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ленэке, К. Сексуальные преступления и симбиотические отношения. Научное психоаналитическое исследование : монография / К. Ленэке. — Москва : Академический Проект, 2021. — 303 с. — ISBN 978-5-8291-3837-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология посттравматического стресса. Ч.1: Теория и методы, Тарабрина, Н. В., 2007
- Тренинг коммуникации : арт-терапия: учеб. пособие, Копытин, А. И., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Андре, Ж. Инцесты : монография / Ж. Андре , под редакцией А. Жак , Давид Е.. — Москва : Когито-центр, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-89353-503-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249302 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология любви и сексуальности : гетеросексуальность, инцест, гомосексуальность, , 2006
- Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства, Фоа, Э. Б., 2005