• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Становление мифологии как дисциплины на рубеже XVIII-XIX вв.: случай «Символики…» Фридриха Крейцера

ФИО студента: Шалаева Анастасия Владимировна

Руководитель: Резвых Петр Владиславович

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">В центре исследования - Георг Фридрих Крейцер (1771-1858), профессор классической филологии Гейдельбергского университета, который первым объявил мифологию дисциплиной и заложил ее теоретические основания. В своем основном труде &laquo;Символика и мифология древних народов, в особенности греков&raquo; (1810-12, 2-ое изд. 1819, 3-е изд. 1837) он не только выработал теоретические основания мифологии как дисциплины, но и проанализировал большой объем мифологического материала.</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">Исследование посвящено особенностям структуры аргументации (философской, исторической и филологической) Крейцера, особенностям дебатов о символике и мифологии и осмыслению способа, каким внешние философские идеи и источники (Платон, неоплатонизм, И.В. Гёте, И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.) влияли на центральные положения теории Крейцера. Анализируются дискуссии вокруг романтического проекта мифологии как субдисциплины романтической &laquo;науки о древности&raquo; (Altertumswissenschaft).</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">Вопрос о становлении мифологии как дисциплины на рубеже XIX в. на примере &laquo;Символики &hellip;&raquo; Крейцера в настоящей работе поставлен и рассмотрен в трех сообщающихся друг с другом проблемных полях. Во-первых, это описание Крейцера и его работы в контексте своей эпохи, которое мы проделаем в первой главе. Во-вторых, и это мы рассмотрим во второй главе, определение тех принципов, которые заставили его старших современников воспринимать его работу всерьез. Также этот вопрос связан с проблемой характера заимствования Крейцером понятий, идей и концептуальных ходов у своих современников, в особенности философов. В-третьих, вопрос третьей главы нашей работы о том, каким образом стремление построить научную концепцию мифологии, характерное для эпохи Крейцера, соотносится с формами и принципами работы с мифологией в XVIII и конце XIX вв.</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">В качестве цели исследования мы заявили изучение формирования идейных оснований мифологии как дисциплины. Для достижения этой задачи мы рассмотрели основные черты интеллектуального пространства рубежа XVIII &ndash; XIX вв., и в данном контексте &ndash; понятия символа и мифа, символики и мифологии, исторический, филологический и философский аргументы в обосновании символики, романтические идеи в построении методологии изучения символики и мифологии древних народов. Ключевым моментом в становлении мифологии как дисциплины нам представляется само интеллектуальное пространство эпохи романтизма, наделяющее исследователей стремлением к интеграции дисциплин и методов, предметов и идей в единый общий план развития природы и знания. Лежащая за пределами романтической эпохи востребованность рефлексии перформативного характера первоначальной выразительности и научного самосознания, сочетающего в себе методы филологии, философии и истории в развитии социальных и гуманитарных дисциплин, делает эту работу актуальной для исследования становления целого комплекса гуманитарных дисциплин &ndash; сравнительной мифологии, сравнительного религиоведения, искусствоведения, философии религии, психоанализа.</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">Наиболее важным в данной работе стало стремление сформулировать, каким образом была устроена наука о мифе в начале XIX в., на каких основаниях, и исходя из какого понимания научности можно было говорить о символике и мифологии как дисциплине, то есть об академическом изучении корпуса мифов и символов.</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">Крейцер исходил из важной предпосылки: работа александрийских ученых имеет для него научное значение. Он посчитал интенции неоплатоников &laquo;научными&raquo;, что позволило ему создать &laquo;научную&raquo; мифологию.</p><p style="margin-left: -1cm; text-align: justify;">С другой стороны, Крейцер работал с современными ему источниками, используя идеи Канта, Шеллинга, Гёрреса, Гёте, и других своих современников. Имели место терминологические заимствования, заимствования концептуальных ходов, отдельных конструкций.</p><p style="text-align: justify;">Наше исследование представляет собой попытку понять, каким образом структурировались и развивались дальнейшие попытки дисциплинаризации изучения мифов и символов. Мы не рассматриваем их детально, но лишь указываем на их наличие, поскольку детальное рассмотрение следующих этапов становления научного знания о мифе выходит за пределы тематических рамок настоящего исследования.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ