• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегия перехода к модели "Открытая школа"

ФИО студента: Кутовая Екатерина Александровна

Руководитель: Серова Наталья Александровна

Кампус/факультет: Факультет менеджмента (Нижний Новгород)

Программа: Магистратура

Год защиты: 2015

<p><strong>АННОТАЦИЯ</strong></p><p style="text-align: justify;"><strong>Актуальность работы</strong><strong>.</strong> Работа направлена на решение актуальной проблемы обеспечения открытости образования как государственно-общественной системы. Сущность проблемы заключается в необходимости создания определенных условий для перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования и&nbsp; к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Цель данной работы</strong>: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективные стратегии перехода образовательной организации к модели открытой школы&nbsp; в современном информационном пространстве, отвечающей социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Нижнего Новгорода.</p><p style="text-align: justify;">Для достижения цели поставлены следующие <strong>задачи исследования</strong>:</p><p style="text-align: justify;">- выделить и научно обосновать концептуальные идеи по&nbsp; созданию модели открытой школы;</p><p style="text-align: justify;">- осуществить количественный и качественный анализ ситуации перехода образовательной организации к открытой школе на уровне муниципалитета и образовательных учреждений;</p><p style="text-align: justify;">- разработать совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели &laquo;открытая школа&raquo;.</p><p style="text-align: justify;">Для решения поставленных задач был изучен широкий круг литературы и Internet-ресурсов,&nbsp; по имеющимся методикам перехода образовательной организации к модели открытой школы&nbsp; в отечественной системе образования и за рубежом.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Методы исследования</strong><strong>. </strong>Исследования базировались на&nbsp; методах теоретического анализа и синтеза (моделирование,&nbsp; сравнительно-сопоставительный и др.); обобщения опыта, конкретизации, абстрагирования; эмпирические методы: наблюдение; диагностирование; экспериментальные, статистические методы.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Научная новизна исследования</strong> заключается в том, что в нем:</p><p style="text-align: justify;">-&nbsp; выявлены и&nbsp; раскрыты&nbsp; организационно-педагогические&nbsp;&nbsp; условия обеспечивающие реализацию модели открытая школа;</p><p style="text-align: justify;">- разработана и научно обоснована модель Центра взаимодействия на базе образовательного учреждения не только как системы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе, но и формирования готовности родителя&nbsp; к участию в образовательном процессе в открытой школе.</p><h3 style="text-align: justify;"><strong>Апробация работы.<strong> </strong></strong>Данная стратегия была применена при разработке программы развития&nbsp; муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 103 г. Нижнего Новгорода. Реализация данной программы легла в основу открытия на базе&nbsp; МБОУ СОШ № 103 региональной инновационной площадки на 2012-2017 годы (приказ Министерства образования Нижегородской области &quot;О присвоении статуса региональной инновационной площадки&quot; № 398-а от 15.10.2012&nbsp;г.).</h3><p style="text-align: justify;">Структура и объем диссертации. Текст выпускной курсовой &nbsp;работы включает в себя введение, 4 главы, заключение и список литературы из 41 наименования.</p><p style="text-align: justify;">Во введении был проведен анализ приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования и&nbsp; определена необходимость развития системы образования как открытой государственно-общественной системы на основе определения ответственности всех субъектов образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Обозначен объект, предмет, задачи исследования, гипотеза исследования, приведено обоснование выбранных методов исследования.</p><p style="text-align: justify;">В первой главе &laquo;Понятие &laquo;открытая школа&raquo; в контексте современной образовательной политики&raquo;&nbsp; были даны основные подходы к раскрытию понятия в отечественной педагогике, указаны показатели и индикаторы открытости образовательной организации.</p><p style="text-align: justify;">Во второй главе&nbsp; &laquo;Государственно-общественные формы управления в &laquo;открытой школе&raquo;&nbsp; раскрыты требования к организации эффективной деятельности государственно-общественных форм открытой образовательной организации.</p><p style="text-align: justify;">В третьей главе &laquo;Эмпирический анализ ситуации управления перехода к модели &laquo;открытой школы&raquo; в образовательной системе г.Нижнего Новгорода&raquo; на основе работы с программными документами департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода, изучения опыта работы педагогических коллективов более восьмидесяти школ проанализированы показатели и индикаторы открытости образовательных организаций города.</p><p style="text-align: justify;">В четвертой главе &laquo;Оганизационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели &laquo;открытой школы&raquo; разработаны стратегические подходы к созданию организационно-управленческих, информационных программно-методических, средообразующих условий, обеспечивающих деятельность открытой образовательной организации.</p><p style="text-align: justify;">В заключении были сделаны выводы об эффективности предложенной стратегии по сценарию&nbsp; создания организационно-педагогических условий, представленных в данной работе. Данные условия являются средством и способом расширения реального общественного участия в управлении школой всех участников образовательного процесса: обучающихся,&nbsp; учителей и родителей, что можно рассматривать как вершину ее открытости.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ