• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рефлексивные взаимопосещения уроков как инструмент управления профессиональным развитием педагогов

ФИО студента: Кузьмин Александр Владимирович

Руководитель: Ушаков Константин Михайлович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2018

В своей управленческой практике директора школ могут использовать разнообразные способы повышения квалификации учителей. Взаимопосещения учителями уроков друг друга признаны одним из эффективных инструментов профессионального развития педагогов. В диссертации в формате кейса исследуется связь между взаимопосещениями уроков и глубиной и качеством профессиональной рефлексии педагогов. Впервые в российской и зарубежной педагогической практике описан и проанализирован опыт рефлексивных взаимопосещений уроков в разных формах (взаимопосещения, организованные по традиционной модели; коллаборативные взаимонаблюдения; рефлекcивные взаимопосещения на основе модели эмпирического обучения Д. Колба; взаимопосещения уроков с акцентом на рефлексивной практике наблюдателя; взаимопосещения по кураторской методике). В результате проведенного анализа создана и детально описана локализованная модель рефлексивных взаимопосещений, предложены инструменты оценки ее эффективности, инструкции и рекомендации по внедрению. Данная модель является тиражируемым продуктом и может быть использована директорами российских школ как инструмент внутришкольного повышения квалификации педагогов. Апробация модели позволила сформулировать следующие наблюдения: - предложенную систему рефлексивных взаимопосещений уроков можно использовать для диагностики уровня рефлексии педагогов школы и выбора оптимальных инструментов их профессионального развития; - рефлексивные взаимопосещения наиболее эффективны как инструмент профессионального развития для начинающих педагогов и педагогов со сравнительно небольшим опытом работы, обладающих базовыми навыками профессиональной рефлексии и осознающих потребность в их развитии; - рефлексивные взаимопосещения – ресурсоемкий инструмент, требующий обязательного контроля со стороны организатора, на помощь которому могут прийти кураторы – учителя с высоким уровнем профессиональной рефлексии.

Текст работы (работа добавлена 22 января 2018 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ