• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование феномена нарциссизма в работе с клиентами (в проекте "Фотопсихология")

ФИО студента: Лянгузова Юлия Николаевна

Руководитель: Груздева Мария Анатольевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Данная работа выполнялась с целью проверки гипотезы, возникшей в процессе практического исследования феномена нарциссизм в работе с клиентами в рамках проекта «Фотопсихология». Гипотезой данной работы являются идеи о том, что: 1. В процессе фотосъемки, в которой участвуют клиент, психолог и фотограф, происходит усиленное нарциссическое инвестирование клиента, идентичность (Селф) клиента может в 3 раза быстрее восстановиться, благодаря смотрящим на него глазам психолога, фотографа и объективу фотокамеры («Я видим - значит я существую», по Винникотту). Фотограф и фотокамера как фантазийные объекты, на котором сходятся либидинальные влечения клиента, дополнительно возбуждающие клиента к жизни и инвестирующие в его первичный нарциссизм. 2. В процессе разбора уже готовых и отобранных фотографий происходит диалог психоаналитического коуча/терапевта с клиентом о его чувствах, фантазиях и переживаниях относительно момента создания фотографий и открывается более быстрый доступ к бессознательному клиента, так как фантазии способствуют символизации. Вследствие этого, клиент не только достаточно быстро снова воссоздает свою идентичность и выстраивает систему визуальных репрезентаций и паттернов своего поведения, изображенных на фотографиях, но и получает визуальное подтверждение существования себя как субъекта и усиливает свою способность к развитию объектных отношений. Теоретической задачей работы является систематизация знаний о: 1. понятии нарциссизм и развитии нарциссической концепции в работах Зигмунда Фрейда; 2. путях развития феномена нарциссизм в теоретических исследованиях представителей различных психоаналитических школ; 3. практическом применении различных теоретических подходов к нарциссизму в работе с клиентами и специфике переработки сопротивления клиента, а также нарциссического соблазнения; 4. историческом и концептуальном параметрах бессознательных фантазий и роли визуальной (графической) репрезентации в создании системы репрезентаций субъекта и развитии его символического мышления; 5. фотографии как «переходном» объекте, участвующем в процессах символизации и нарциссического инвестирования субъекта. Практической задачей является применение результатов, полученных от проверки гипотезы в работе с нарциссическими клиентами в формате психоаналитического бизнес-коучинга. Исходя из тех задач, которые были поставлены в части практического исследования феномена нарциссизм в работе с клиентами в рамках Проекта «Фотопсихология», можно сделать несколько выводов, подтверждающих основные задачи теоретического исследования и гипотезу, выдвинутую в рамках данной работы. Во-первых, теоретическое исследование проблем нарциссизма в работе с клиентами и фотографии как интруизивной проективной идентификации и символа для восстановления самоидентичности субъекта и создания у него новой системы репрезентаций подтвердило гипотезу, выдвинутую в данной работе. Основные доказательства этому были представлены в разделе «Выводы» первой теоретической главы. Во-вторых, практическая работа в рамках проекта «Фотопсихология» подтвердила, что применение психоаналитического подхода к работе с нарциссической проблематикой и использование фотографии как метода, а фотокамеры и фотографа как инструментов в работе с нарциссизмом - вполне оправдано. Практические выводы, которые сделал автор данной работы, объединяя теоретический подход к исследованию понятия нарциссизм в работе с клиентами с конкретной работой с клиентами в рамках Проекта «Фотопсихология», касаются трех аспектов: роли психодинамического коуча/терапевта в процессе работы с нарциссической проблематикой, роли фотографа и непосредственно самой фотографии.

Текст работы (работа добавлена 1 июня 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ