• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специфика использования самораскрытия в клиентоцентрированной, рационально-эмоционально-поведенческой и гештальт-терапии (на материале сессий К. Роджерса, А. Эллиса и Ф. Перлза)

ФИО студента: Шепель Анна Сергеевна

Руководитель: Колпачников Вениамин Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2021

В условиях разрушения социальной стигматизации и как следствие расширяющегося спроса на психотерапевтическую помощь особенно актуальным становится вопрос о формировании и совершенствовании профессиональной компетентности психотерапевтов. Один из основных путей развития такой комптентности — овладение помогающими навыками. Одним из самых неоднозначных помогающих навыков в среде психотерапевтов остаётся психотерапевтическое самораскрытие. В данной работе исследуется специфика использования самораскрытия как интенционального акта, так как в профессиональной речи психотерапевта всегда заложены намерения, которые способствуют осуществлению целей и потребностей клиента. Мы впервые провели анализ интенций самораскрытия психотерапевта, использовав для этого психолингвистический метод интент-анализа на материале сессий основателей трёх психотерапевтических подходов: клиентоцентрированной психотерпии, гештальт-терапии и рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Были выделены конкретные интенции самораскрытия, составлен словарь интенций самораскрытия психотерапевта, а также проведена классификация по объектам интенциональной направленности психотерапевтического самораскрытия, таким как: «Клиент», «Ситуация клиента», «Терапевт». Наконец, проведен интент-анализ речевого самораскрытия основателей клиентоцентрированной терапии, гештальт-терапии и РЭПТ. Мы обнаружили, что специфика самораскрытия К. Роджерса, Ф. Перлза и А. Эллиса различается в первую очередь по их взгляду на роль психотерапевта в контакте с клиентом.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ