• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всегда онлайн? Повседневные режимы и практики студенческой молодежи в Интернет-пространстве в условиях пандемии

ФИО студента: Петрова Александра Ивановна

Руководитель: Лисовская Ирина Викторовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Современный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2021

Начало пандемии COVID-19 и последовавшего за ее началом карантина вызвало онлайнизацию многих сфер человеческой жизни, основными из которых стала сфера труда, образования, досуга. В связи с чем вновь стал злободневным вопрос о роли интернета в повседневной жизни, в частности, в повседневной жизни молодежи. Дискуссия исследователей продолжилась в ранее созданной матрице мнений, согласно которой, с одной стороны, в современном мире интернет оказывает положительное влияние на коммуникацию, доступность образования, культурные и социальные инициативы, сокращает количество времени на бюрократические процедуры, демократизирует информацию. С другой стороны, интернет выступает полем для проявления рисков, которые связаны, например, с онлайн-безопасностью и риском появления интернет-зависимости. В связи с этим стали актуальными вопросы, как пандемия повлияла на повседневность молодежи, каким образом молодежи удавалось (или не удавалось) справляться с произошедшими изменениями, что и явилось предпосылкой к настоящему исследованию. Студенческая молодежь НИУ ВШЭ из четырех городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми) была выбрана объектом настоящего исследования в силу того, что, согласно проведенному анализу литературы, именно возраст выступает ключевой категорией при разговоре о пользователях интернета. Также, в рамках литературного обзора, подготовившего почву для эмпирического исследования, мы рассмотрели основные походы к понятию интернет-повседневности, выделили основные особенности пользования интернетом молодежью. Кроме этого, в теоретической части работы мы рассмотрели отличительные черты новой «постковидной реальности». Эмпирическая часть работы выполнена в рамках качественной методологии, основным методом выступило глубинное полуструктурированное интервью. В работе использован материал 20 интервью, на основании анализа которых представлен материал исследования в четырех параграфах. В работе показываются основные трансформации в повседневной жизни студентов с началом пандемии - в личной и учебно-рабочей, а также, изменения в пользовании интернетом и мобильными устройствами. Анализируются изменения в распорядке дня информантов, режимах и практиках планирования, изменившихся жизненных приоритетов с началом пандемии. Кроме этого, исследуется трансформировавшаяся роль мобильных телефонов, интернета и структуры их использования. В заключительном параграфе рассматривается изменившееся эмоциональное состояние информантов и практики совладания с ним.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ