• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конструирование поколенческой идентичности современной молодежью

ФИО студента: Петрунина Дарья Сергеевна

Руководитель: Омельченко Елена Леонидовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Современный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2021

Конструирование поколенческой идентичности в современном мире представляет собой сложный процесс, включающий глобальные и национальные аспекты. Логика формирования поколений и поколенческой идентичности связано с опытом формативных лет индивидов и может меняться в зависимости от социальных изменений и условий. Исследовательский вопрос диссертационного исследования представлял собой концептуализацию процесса конструирования поколенческой идентичности современной молодежью Санкт-Петербурга. Цель исследования заключалась в анализе и концептуализации процесса конструирования поколенческой идентичности молодыми людьми. Эмпирическая база работы составила 30 полуструктурированных интервью с информантами в возрасте от 18 до 43 лет, проживающих в Санкт-Петербурге. Анализ качественных данных происходил методом анализа категоризации. Анализ теоретических аспектов позволил выделить подходы к изучению и осмыслению феномена поколений, как социальной общности, обладающей общим сознанием и мироощущением, сформированным через опыт коллективных переживаний и потрясений. Специфика поколенческой идентичности, отраженная в социологическом дебате, отражает дуальность национального и глобального миров в отношении конструирования поколенческой идентичности, которая в свою очередь осмысляется через дискурсивную артикуляцию опыта индивидами. В результате анализа конструирования поколенческой идентичности были выделены следующие аспекты специфики поколений. Во-первых, формативный период стоит рассматривать не только с точки зрения периода позднего (осознанного) взросления в молодости, но и учитывать детство как ключевой период формирования общего поколенческого сознания, воспроизводимого в будущем. Во-вторых, прошлое и формативные годы жизни являются основой для конструирования идентичности поколений, которая воспроизводится индивидами в настоящем и будущем посредством реализации жизненных курсов, мировоззрения, а также через практики повседневности. В-третьих, самоопределения себя как поколения может происходить в разной мере в зависимости от темпа социальных изменений, наличия сильных культурных и социальных потрясений, а также ежедневных взаимодействий с разными возрастными группами, как в формативный период, так и в текущем времени. Также в ходе анализа было произведено определение границ поколения миллениалов. Было выделено центральная возрастная группа данного поколения – 25-35 лет, а также определены буферные поколения по отношению к миллениалам, границы которых представляют собой условный разброс в 10 лет к более молодым индивидам и также к более старшим. Результаты полученные в данном диссертационном исследовании могут стать импульсом для переосмысления и расширения методологических и теоретических подходы к изучению поколенческой специфики.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ