• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология роскоши

ФИО студента: Кудрявцева Анастасия Петровна

Руководитель: Россохин Андрей Владимирович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Год защиты: 2021

То, как аналитики говорят, ведут себя и чувствуют по отношению к деньгам, изобилует беспокойством, которое является поверхностным проявлением глубокого психокультурного противоречия между деньгами и любовью, которое нельзя мыслить, хотеть или желать. Для успеха клинического проекта это противоречие может и должно найти временное, репаративное разрешение в парадоксе между любовью и ненавистью. В данной работе вопрос о деньгах рассматривается в духе марксистско-фрейдистской традиции, в постмодернистской перспективе. Это не только психоанализ, но и социальная теория, антропология и, что менее важно, феминистская теория. Рассматривается бессознательный и эмоциональный резонанс денег и их культурные значения; клинические и теоретические перипетии денег в контексте культурной символики и экономических изменений, а также классовая позиция психоанализа и психология самого класса; и реляционное значение денег в переносе и контрпереносе. С точки зрения психоанализа, в периодической диспепсии Фрейда у его пациентов можно было бы увидеть симптом того, что было названо психическим расстройством, «денежным неврозом», которым страдала буржуазия в Вене и других европейских городах в конце XIX века (Warner, 1991). С политической точки зрения это можно было бы назвать «классицизмом» или классовыми предрассудками. Однако если мы объединим психоанализ и политику, то увидим в сердце Фрейда социальную болезнь, называемую «отчуждением». Под отчуждением я подразумеваю не столько отчуждение или неудовлетворенность, сколько причину этих чувств. Когда любовь превращается в ненависть? В психоаналитическом контакте, как и в психике, как, впрочем, и в нашей культуре, противоречие между деньгами и любовью грозит превратить любовь в ее кажущуюся противоположность; ненависть, в свою очередь, грозит полностью уничтожить родство; и аналитики, подобно младенцам, чувствуют паралич страха. Современный мир - это глянцевый дайджест: дорогие машины, роскошные квартиры, ювелирные изделия и брендовая одежда. Общество потребления крепко держит в своих объятиях. Ницше сказал, что покупка предмета роскоши дает «удовольствие от осознания собственной инаковости» - то есть, радость ощущения, что ты не такой, как все. Это не только иной уровень жизни, но еще и ощущение такой вот своей непохожести на других.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ