Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальный заказ как условие развития сектора оказания услуг в регионах

ФИО студента: Смирнова Юлия Андреевна

Руководитель: Сергеева Вероника Александровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2022

В 2020 году вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который стал ответом на многие актуальные вызовы, возникшие в отраслях социальной сферы: рост доли государственного сектора в экономике России, ограничивающий ее дальнейшее усиления, замедление темпов, экономического роста, в том числе и в отраслях социальной сферы, на фоне увеличения диверсифицированных потребностей со стороны населения. Данный закон содержит ряд новаций, способствующих развитию конкуренции между государственными и негосударственными поставщиками, и в то же время обеспечивает единую нормативно-правовую базу для привлечения негосударственных поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, отсутствие которой ранее оценивалось отечественными исследователями как препятствие для развития сектора оказания услуг в регионах России. Стимулирование конкуренции и вовлечение негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере рассматривается как возможный способ ухода от стагнации к развитию социальной сферы. Чтобы определить перспективность применения механизма социального заказа как инструмента развития сектора государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, возникает необходимость предварительной оценки уровня конкуренции и зрелости рынка услуг в регионах РФ, в связи с чем был поставлен следующий исследовательский вопрос: существуют ли на данном этапе условия для развития реальной конкуренции на региональных рынках государственных и муниципальных услуг в социальной сфере? Ответ на данный вопрос позволит оценить потенциал для применения конкурентных и эффективность внедрения социального заказа. Целью исследования была оценка перспективности внедрения социального заказа на основе анализа привлекательности рынка государственных и муниципальных услуг в социальной сфере для негосударственных поставщиков, основываясь на данные пофакторного анализа уровня конкуренции и зрелости рынка социальных услуг На основе данных полученных НИФИ в ходе пофакторного анализа была проанализирована привлекательность рынков для входа негосударственных исполнителей в 5 пилотных регионах. Полученные результаты свидетельствовали о том, что в ряде регионов существуют условия для развития конкуренции между поставщиками, что обеспечивает повышение доступности и качества предоставляемых услуг, а значит обуславливает и эффективность применения социального заказа. Однако в настоящее время нельзя однозначно оценить эффективность применения социального заказа и его влияние на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг ввиду того, что идет лишь второй год апробации. Кроме того, идея применения механизмов социального заказа при организации оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере не находит однозначной оценки со стороны общественности. На практике эксперты выделяют ряд факторов, ограничивающих развитие реальной конкуренции среди которых, например сохранение низких нормативов финансирования, возникновение практик формального перевода статуса государственных учреждений в НКО, потенциальный конфликт интересов уполномоченного органа как учредителя и как органа, организующего оказание услуг. Сформировать более однозначное мнение станет возможно после кейс-анализа региональных практик привлечения негосударственных поставщиков по завершении апробации, на основе которого можно будет определить факторы, определяющие развитие конкуренции на рынке социальных услуг, и оценить целесообразность распространения механизма социального заказа по всей стране и в других отраслях социальной сферы.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2022 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ