Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тренды в применении цифровых технологий в сфере культурного наследия методами DH (анализ материалов профильных конференций)

ФИО студента: Мармилова Екатерина Петровна

Руководитель: Сизова Ирина Алексеевна

Кампус/факультет: Магистерская школа (Пермь)

Программа: Цифровые методы в гуманитарных науках (Магистратура)

Год защиты: 2023

Цель данной работы – выявить тренды в применении цифровых технологий в сфере культурного наследия по материалам двух профильных конференций (АДИТ и MuseWeb), что позволит обобщить и проанализировать российский и зарубежный опыт применения цифровых технологий в сфере культурного наследия, обозначить проблемные вопросы, возникающие при внедрении и развитии цифровых технологий в сфере культурного наследия. Задачи работы: 1) рассмотреть место и роль цифровых технологий в сохранении культурного наследия; 2) раскрыть основные этапы внедрения цифровых технологий в музейную практику; 3) провести анализ российского опыта внедрения цифровых технологий по материалам ежегодной конференции АДИТ, 4) провести анализ зарубежного опыта внедрения цифровых технологий по материалам ежегодной конференции MuseWeb; 5) получить комплексную картину идей и продуктов от внедрения цифровых технологий в сфере культурного наследия; 6) сравнить тренды внедрения цифровых технологий в российских и зарубежных музеях, выявить общее и особенное. В результате теоретико-методологического исследования применения цифровых технологий в сфере культурного наследия мы пришли к следующим выводам. Цифровые технологии со временем стали не только создавать особую атмосферу для посетителей как в экспозиционном, так и в виртуальном пространстве музея, но и предоставили возможность получить информацию доступно и быстро. Об этом имеются научные публикации в научных журналах и в сборниках статей. История становления данного процесса изучена довольно неплохо. А вот как и почему происходила смена одних трендов в сфере ИТ в музейной деятельности на другие фактически никак не показано. Этому вопросу было посвящено практическое исследование выявления трендов в области применения цифровых технологий в сфере культурного наследия, в основе которого лежит анализ материалов двух профильных конференций – «АДИТ» (российской) и «MuseWeb» (зарубежной). Анализ докладов на конференции АДИТ продемонстрировал стабильно растущий интерес со стороны профессионалов к внедрению информационных технологий в сферу культурного наследия в целом и музейного дела, в частности. Более того, были определены темы, вызывающие наибольший интерес у российских специалистов: внедрение цифровых технологий в работу с музейными коллекциями, коммуникация с музейными посетителями. Стоит отметить и отклик на вызовы последнего времени, связанные с карантинными ограничениями: переход на онлайн-работу. Особенно это касалось хранителей. В результате анализа докладов международной конференции MuseWeb следует отметить, что приоритетным у зарубежных коллег являются темы, связанные с цифровыми технологиями, направленными на взаимодействие с посетителями музеев: социальные медиа и все сопутствующие продукты. Ответ зарубежных исследователей на вызовы последнего времени, связанные с карантинными ограничениями, был не столь активным, судя по резкому спаду интереса к мероприятию. В то же время, вектор на онлайн-продукты и мероприятия, обозначенный еще в 2018 г., только усиливается и достигает наибольшего пика в 2020 г. В это время усилился интерес к самым последним информационным технологиям: от VR до AI, от IoT до облачных сервисов и т.д. Анализ докладов профильных музейных конференций продемонстрировал, что, во-первых, у российских и зарубежных музеев разные приоритетные объекты, что уже подразумевает и разные технологические решения, во-вторых, некоторые цифровые решения в российской сфере культурного наследия внедрялись уже на основании зарубежного опыта, следовательно, имеются пересечения, хоть и с задержкой в год-два, и, в-третьих, практически одинаковая реакция на использование онлайн и дистантных технологий в условиях всемирного локдауна.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ