Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Испанско-русская фонетическая интерференция: произношение и перцепция фрикативных согласных

ФИО студента: Пышечкина Мария Александровна

Руководитель: Зибер Инна Арнольдовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур (Магистратура)

Год защиты: 2023

Данная работа посвящена исследованию перцепции и произношения фрикативных согласных русского языка носителями разных вариантов испанского языка. Целью исследования является выявление позиций фрикативных согласных, в которых будет наблюдаться отсутствие или присутствие фонации, неправильное место образования, замена одних фонем другими, а также неразличение фонем. Инвентарь фрикативных согласных в стандартном испанском представлен только двумя фонемами – альвеолярным /s/ и губно- зубным /f/, однако в разных вариантах испанского инвентарь расширяется благодаря фрикативным аллофонам [ɸ], [h], [v], [ʃ], [ʒ], [ʑ], [ç]. Фонация и лениция в результате которых употребляются фрикативные аллофоны в вариантах испанского, не играют смыслоразличительной роли, соответственно в русской речи испаноговорящие могут произносить фрикативные аллофоны в таких же позициях, как и в родном языке, тем самым допуская ошибки в русском. В работе проводятся эксперименты на перцепцию фрикативных звуков русского языка и на произношение данных звуков. В результате перцептивного эксперимента выясняется, что носителям испанского языка сложно различать фрикативные фонемы /с, з, ж, ш, в, ф/ по признаку глухости/звонкости. Для носителей андского, риоплатского и центральноамериканского испанского было затруднено различение шипящих /ж/ и /ш/. Носители северного варианта европейского испанского лучше различали /з/ и /с/ в интервокальной позиции из-за интерференции каталонского языка, где /с/ и /з/ в интервокальной позиции играет смыслоразличительную роль. Носители всех вариантов испанского из Латинской Америки затруднялись в различении /в/ и /ф/. Эксперимент на произношение фрикативных согласных показал, что носители разных вариантов испанского в Латинской Америки озвончали /с/ перед сонорными /м, н, л/; носители разных вариантов испанского в Латинской Америки оглушали /з/ в позиции между гласными, напротив, носители северного диалекта европейского этого не делали. Также в данной части эксперимента удалось зафиксировать ряд других отклонений в произношении, которые не прогнозировались, например, произнесение /ж/ как /j/ в интервокальной позиции. В заключительной части работы были представлены методические разработки для коррекции произношения фрикативных согласных у носителей испанского языка.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ