• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модель структурного подразделения инженерной направленности в учреждении дополнительного образования детей

ФИО студента: Лахменев Алексей Сергеевич

Руководитель: Бакушина Алла Николаевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2024

Магистерская диссертация выполнена в проектно-исследовательском формате и представляет собой разработку проектного продукта - модель структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования детей. Разработка модели производится в соответствии с техническим заданием. По результатам разработанной модели был подписан акт приема-передачи с заказчиком модели структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования. В первой главе магистерской диссертации раскрываются теоретические и нормативно-правовые основания дополнительного образования детей и подростков инженерно-технической направленности в России. Представлена характеристика ведущих понятий исследования: «дополнительное образование», «модель», «инженерно-техническая направленность». Раскрывается специфика дополнительного образования инженерно-технической направленности детей и подростков. Описывается опыт организации дополнительного образования инженерно-технической направленности для детей и подростков инженерно-технической направленности в ДДТ «На 9-ой линии» [Лахменев, 2022]. В главе 2 представлены результаты эмпирических исследований, проведенных с целью создания предпосылок для моделирования структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования детей и подростков. С целью определения проблемных областей ДДТ «На 9-ой линии» был проведен анализ образовательных услуг и ресурсов ДДТ. Также для изучения опыта реализации программ инженерно-технической направленности в рамках магистерской работы был проведен сравнительный анализ образовательных услуг различных структурных подразделений инженерно-технической направленности образовательных учреждений. В рамках второй главы также проведено анкетирование участников образовательного процесса: родителей и педагогов. Анкета для педагогов была ориентирована на их профессиональную деятельность, а для родителей – на оценку образовательной деятельности учреждения. Было проведено интервью с руководителями образовательных учреждений, имеющих в своей структуре подразделение инженерно-технической направленности. Интервью проводилось с целью получения экспертной оценки по формированию структурного подразделения инженерно-технической направленности. На основе анализа и интерпретации данных, полученных в эмпирической части магистерской работы, была разработана модель структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования. В третье главе магистерской диссертации представлена логико-смысловая модель структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования. Логико-смысловая модель представляет собой совокупность 4-х подпространств, каждое из которых, в свою очередь, подразделяется на ключевые компоненты. Компоненты между собой имеет двустороннюю связь. Для интерпретации данных модели структурного подразделения инженерно-технической направленности была применена тория графов, на основе которой была сформирована матрица взаимосвязей компонентов модели структурного подразделения инженерно-технической направленности. Логико-смысловая модель позволяет определить ключевые компоненты будущего структурного подразделения, путем арифметической суммы всех входящих и выходящих связей каждого компонента. Выделение наиболее значимых компонентов позволит сократить размерность данных и упростить модель, сохраняя при этом информацию о наиболее важных характеристиках данных. Магистерская диссертация выполнена на 175 странице машинопис-ного текста, сопровождается иллюстративным и спра¬вочным материалом, который представлен в виде 25 рисунков (схем), 24 таблицы и 11 приложений. Библиографический список источников и ли¬тературы, которые были использованы в работе, состоит из 10 наименований, среди которых 10 на иностранном языке. Полученная модель пройдет апробацию в 2025/2026 учебном году в ДДТ «На 9-ой линии», выступившим в качестве заказчика, что подтверждается техническим заданием и актом приемки работ по разработке модели структурного подразделения инженерно-технической направленности в учреждении дополнительного образования детей.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ