• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организационные условия устойчивости подхода Lesson Study в школах Казахстана (на примере ведущих школ Павлодарской области)

ФИО студента: Мельникова Юлия Геннадьевна

Руководитель: Озерова Мария Викторовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2024

Данная работа посвящена проблеме организационной устойчивости изменений в школах, на примере одной из инициатив, реализуемых в школах Казахстана на протяжении последних 10 лет и предполагающей существенные изменения в практике учителей (Lesson Study, далее LS). На первом этапе исследования, авторы работы предлагают способ анализа устойчивости подхода LS в образовательных организациях, опираясь на теоретическую рамку устойчивости изменений организационного уровня. Поддержкой этого решения служит массовое внедрение подхода LS, выходящее за рамки инициативы отдельных преподавателей, а также появление новых стандартов поведения, таких как совместное планирование, наблюдение и анализ уроков, что формирует новые ценности и нормы поведения в школьной среде. Объектом исследования были определены организационные условия, обеспечивающие закрепление подхода LS, предметом - устойчивость подхода. Исследование предполагало найти ответы на следующие исследовательские вопросы: ● Какие есть подходы и методы к изучению устойчивости подхода Lesson Study? ● Как в школах Павлодарской обстоят дела с укоренением подхода Lesson Study? ● При каких организационных условиях Lesson Study становится устойчивым? Исследование проводилось в несколько этапов, включая как количественные, так и качественные методы сбора и анализа данных. Эмпирическую основу исследования на первом этапе составили статистические данные о 49 школах Павлодарской области Республики Казахстан. На основании анализа статистических данных о прохождении сотрудниками школ программ профессионального обучения, включающих освоение подхода LS, фактической представленности тренеров LS и количества групп LS в школах выделены кластеры с разным потенциалом для укоренения подхода. В качестве основы для построения выборки для качественного этапа исследования послужила кластеризация школ, выделенная на первом этапе. На основании анализа контекстных факторов дана характеристика каждого кластера, сделаны выводы о специфике укоренения подхода LS в разных школах. К примеру, результаты исследования показали, что благоприятные условия для внедрения подхода LS возникают, когда коллектив школ последовательно осваивает подход LS, а на первом этапе учителя активно участвуют во вводных курсах, формирующих основные знания и интерес к этому подходу. Благоприятные условия также формируются за счет наличия лидеров, поддерживающих подход LS, за счет поддержки со стороны руководства образовательного учреждения, и фактора включения подхода LS в стратегию развития образовательной организации. Данные показывают, что в школах, где директора видят потенциал LS для совершенствования своей школы, LS имеет больше шансов на укоренение даже при наличии малого числа тренеров LS.Изучение социального профиля кластеров показало, что в образовательной среде с высокими результатами школы имеют больше шансов стать стабильными и успешно внедрить подход LS среди учителей. Однако выявлены риски внедрения подхода LS в сельских школах. Работа имеет ограничение в выборке и призывает к дальнейшему исследованию. Отмечено, что в более крупных городах, особенно в мегаполисах Казахстана, могут возникнуть дополнительные условия способствующие или препятствующие внедрению подхода LS в школы. Важно обратить внимание, что авторы стремились показать исследовательский путь, которые могут пройти другие регионы для анализа ситуации у себя на основании фактических данных о школах и числе педагогов, прошедших обучение на разных уровнях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ