• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Процессуальные концепты как инструмент развития навыков исторического мышления в школьном курсе «Всемирная история» в средней школе Казахстана (1991–2021 гг.)

ФИО студента: Маторина Евгения -

Руководитель: Чернобай Елена Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Современная историческая наука в преподавании истории в школе (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Актуальность темы исследования заключается в том, что история всегда воспринимается как учебный предмет, который не формирует навыков будущего у школьника. Однако, динамичный, быстро развивающийся мир ставит перед школьным историческим образованием ряд задач, направленных на формирование объективного восприятия картины мира, развитие у учащихся общих и специальных умений, которые позволят критически осмысливать, грамотно интерпретировать полученную информацию разделяя источники на достоверные и недостоверные. Объектом исследования являются нормативно-правовые документы ГОСО (стандарт), ТУП (Типовые учебные программы) предмета «Всемирная история», краткосрочные планы уроков истории. Предметом исследования являются процессуальные концепты как инструмент формирования навыков исторического мышления. Цель исследования: проанализировав опыт казахстанской и зарубежной средней школы, установить связь между использованием процессуальных концептов и формированием навыков исторического мышления. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определить нормативно-правовые и теоретические основы формирования навыков исторического мышления учащихся в казахстанской и зарубежной средней школе; раскрыть понятие «процессуальный концепт», дать ему характеристику; установить связь между использованием процессуальных концептов и формированием навыков исторического мышления в образовательных программах средней школы Казахстана. В процессе решения поставленных задач были сделаны следующие основные выводы: в нормативно-правовых документах определены особенности формирования навыков исторического мышления учащихся в казахстанской и зарубежной школе; «процессуальный концепт» как способ мышления предметных специалистов или интеллектуальное умение, связан с приобретением и использованием содержательных знаний; в ходе проведения исследования урока истории было установлено влияние процессуальных концептов на развитие навыков исторического мышления школьников. Делая выводы о практической применимости диссертационного исследования, можно предположить, что полученный материал может быть использован для выработки собственной стратегии повышения эффективности преподавания и качества обучения по предмету «Всемирная история». Ключевые слова: мышление, навыки исторического мышления, концепты, «Большие идеи», процессуальные концепты

Текст работы (работа добавлена 11 февраля 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ