• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный проект в рамках внеурочной деятельности: «Разработка сборника материалов для повышения читательской грамотности учащихся (блок: политология)»

ФИО студента: Костюченко Наталия Владимировна

Руководитель: Шалаева Анастасия Владимировна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

При наличии в современном российском образовательном пространстве исследований и сборников по диагностике читательской грамотности, проблема ее формирования остается исследованной слабо. Возникает необходимость анализа процессов формирования читательской грамотности и апробации релевантных методик. С этой целью в рамках внеурочной деятельности нами были разработаны материалы к курсу “Олимп” (блок “Политология”), содержащие задания, направленные на совершенствование уровня читательской грамотности. Потенциал формирующих заданий связан с задействованием процессов критического мышления. Указанная связь выражается в диалектическом единстве. Критическое мышление позволяет достигать высших уровней становления читательской грамотности. Эти понятия соотносятся как процесс и результат. Без данных механизмов невозможно становление такого качества современной личности, как политическая компетентность. Она выражается в знаниях о политических институтах государства, правах, свободах и способности применять полученные теоретические знания в социальной практике. Проблематика исследования вытекает из поиска механизмов формирования читательской грамотности как важного элемента политической компетентности. Результирующим и измеряемым показателем политической компетентности личности является читательская грамотность, а процессуальным показателем, указывающим на развитие показателей, - критическое мышление. Для того, чтобы установить эту зависимость, нами было проведено эмпирическое исследование, основанное на методах количественного анализа и экспериментальной апробации. В разработанный нами курс были включены методы развития исследовательской деятельности, кейс-стади, смыслового чтения и создания аналитических карт. Полученные результаты показали устойчивый рост исследуемых показателей и наличие прямой корреляции между ними. Ключевые слова: читательская грамотность, критическое мышление, политическая компетентность, кейс-стади, смысловое чтение, аналитические карты.

Текст работы (работа добавлена 15 февраля 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ