• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ориентиры современного учителя в процессе отбора материала при изучении поэзии конца XX – начала XXI веков

ФИО студента: Земцовская Анна Александровна

Руководитель: Абелюк Евгения Семеновна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Современная филология в преподавании литературы в школе (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Работа с поэтическими текстами начала XXI века – настоящий вызов для современного учителя-словесника. Комментируя обзорную брошюру о современной русской поэзии методиста Н. В. Беляевой, редактор учебного издания серии «Литература» (Библиотечка «Первое сентября») С. Ф. Дмитренко пишет: «Большинству словесников необходима помощь в установлении ясных ориентиров в лирическом океане». Целью выпускной квалификационной работы является установление некоторых устойчивых ориентиров в «лирическом океане» современности. Осуществляя изучение современной поэзии в старшей школе, учитель-словесник может пользоваться в работе современными антологиями, учебными и методическими пособиями, современной литературной критикой. Объектом исследования являются современные поэтические тексты. Предметом исследования являются эстетические критерии, применяемые к современным поэтическим текстам составителями антологий, учебных и методических пособий, авторами литературно-критических статей журнала «Новый мир», а также принципы включения современных авторов в вышеперечисленные виды изданий. Дипломная работа состоит из трёх глав. В исследовании предпринята попытка решить следующие задачи: в первой главе – рассмотреть и сравнить принципы отбора поэтических текстов в современных антологиях, смоделировать «Карту современной поэзии» по одной из антологий; во второй главе – проанализировать представленность современных поэтических текстов в различных УМК и выявить принципы отбора изучаемых авторов и текстов; в третьей главе – представить модель карты современной русской поэзии, отражающую концептуальное видение современной литературы критиками журнала «Новый мир» (в качестве материала для исследования были использованы все статьи номеров за 2021 и 2023 г.) и выявить поэтические тексты, которые представляют наибольший интерес для современного учителя в качестве потенциального материала для рассмотрения на уроках литературы и элективных курсах. Стоит отметить, что исследование не предполагало создания полной репрезентативной картины современного поэтического литературного процесса. С позиций рецептивной эстетики в работе была предпринята попытка обосновать действенность методики создания «карты современной поэзии» на материале одного литературно-критического журнала определённых годов выпуска. Выбор журнала «Новый мир» обусловлен не только высоким авторитетом, который был заслужен изданием за 99 лет его существования, но и тем, что на страницах «Нового мира» продолжают публиковаться авторы, составляющие средоточие современной русской литературной карты. Подход редакции журнала к новому литературному материалу нельзя назвать консервативным, однако при этом «Новый мир» не принадлежит и к самым «прогрессивным» журналам. О таком «сбалансированном» подходе пишет редакция на сайте журнала: «“Новый мир”» не забывает о своей истории и видит достоинство в определенном живом, не коснеющем, консерватизме, однако открыт новому, яркому, глубокому и талантливому». Основные методы исследования – анализ и сопоставление учебной, методической и критической литературы, а также моделирование (создание карты современной русской поэзии по одной из антологий, карты современной поэзии по материалам журнала «Новый мир»).

Текст работы (работа добавлена 16 февраля 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ