• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

VR-технологии в театре: гибридизация и трансформация форматов на примере современных спектаклей

ФИО студента: Крысанова Анна Михайловна

Руководитель: Борзенко Виктор Витальевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Трансмедийное производство в цифровых индустриях (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Аннотация Развитие компьютерных технологий трансформирует медиасреду и культурные практики. В эпоху конвергенции привычные явления приобретают новые формы. Театр не стал исключением. Как синкретическое искусство, он соединяет в себе различные художественные методы и приемы, в результате чего появляются принципиально иные форматы постановок. Сегодня театр, как никогда, открыт для диалога со своим зрителем и готов конкурировать за его внимание с другими креативными индустриями, например такими, как кино и компьютерные игры. В данном исследовании рассматривается виртуальная реальность в театре и ее влияние на трансформацию современной сцены. Цель работы — проанализировать, каким образом технология VR способна превратить спектакль в трансмедийный проект. Для этого в ходе исследования решались следующие задачи: были выявлены связи между театром, трансмедиа и виртуальной реальностью, а также определены перспективы от соединения этих областей; обозначен вектор развития отношений театра и виртуальной реальности с аудиторией; найдены аргументы в пользу приравнивания театра к самостоятельной трансмедийной сфере; произведен обзор вышедших трансмедийных театральных проектов, в том числе с использованием VR; подробно описаны виды виртуальной реальности, которые сегодня представлены в театре; сформулированы вызовы, с которыми сталкивается театр, используя VR. В качестве основных методов исследования применялись анализ научной литературы, кейс-стади и экспертное интервью. Для кейс-стади были отобраны спектакли, выходившие с 2015 года в разных странах мира. В экспертных интервью приняли участие российские практики, работающие в сфере театра и VR, а также члены академического сообщества, изучающие трансмедиа. В результате исследования были сделаны выводы, что виртуальная реальность помогает театру усилить иммерсивность в постановках и удерживать внимание зрителей за счет добавления интерактивных элементов. VR может быть представлена в виде отдельного спектакля в формате «полного погружения», а может стать платформой для трансмедийного расширения театрального контента. Также при помощи VR театры могут налаживать партнерские связи с крупными компаниями и привлекать общественное внимание к своим проектам.

Текст работы (работа добавлена 10 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ