• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ценностный и мотивационный компонент в восприятии вёрстки сетевых изданий

ФИО студента: Данковцева Наталья Александровна

Руководитель: Джура Алексей Павлович

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Журналистика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2024

В процессе создания сайтов, в том числе для интернет-СМИ, для более грамотной организации блоков визуальной и текстовой информации на странице («вёрстка») используются определённые психологические техники. К данным техникам относятся принципы гештальтпсихологии, раскрывающие зависимость считывания визуальной информации от внешних характеристик её оформления. Вёрстка напрямую воздействует на простоту считывания данных, как текстовых, так и визуальных. Следовательно, она влияет в том числе и на то, какая информация в итоге запомнится, и какие эмоции будут ей вызваны. Соответственно, особенности человеческого восприятия требуют грамотного анализа и учёта в процессе создания контента для интернет-СМИ. Данное исследование сконцентровано на выявлении связи между личностными ценностями как компонентом восприятия, определяющим мотивацию и направляющим внимание, и паттернами воспрития интернет-СМИ. Объект исследования — механизмы визуального восприятия. Предмет — особенности восприятия вёрстки сетевых изданий на основании ценностей и мотивации. Исследовательский вопрос был сформулирован так: «Какова связь между особенностями визуального восприятия на основании ценностей и мотивации и различными макетами вёрстки сетевых изданий на основании принципов гештальтпсихологии?» Цель исследования — выявить связи между особенностями визуального восприятия на основании ценностей и мотивации и различными макетами вёрстки сетевых изданий. Данное исследование выполнено в русле медиапсихологии, оно продолжает работу, начатую ранее в процессе написание курсовых студенческих исследований. Помимо анализа теоретической литературы и систематезации его основными методами являются ценностный опрос и медиапсихологический эксперимент. Выборку исследования составили 11 студентов бакалавриата разного пола из крупных федеральных ВУЗов. Во время первого этапа исследования — опроса — участникам было предложено заполнить анкету, созданную на основе методики Ш. Шварца. На втором этапе испытуемым было предложено просмотреть ряд видеозаписей, демонстрирующих прокрутку различных страниц интернет-СМИ и их макетов, после чего им требовалось ответить на вопросы о запомнившейся визульной и текстовой информации и вызванных ей эмоциях. Далее полученные данные были проанализированы и сопоставлены, на основе чего были сделаны следующий вывод: существует прямая зависимость между ценностями испытуемых, воспринимаемыми объектами/идеями/ассоциациями и сформированным на основе них образом, в том числе и на уровне эмоционального отклика. При этом на восприятие испытуемых систематически воздействуют внешние характеристики воспринимаемых визуальных объектов и их расположение на странице интернет-СМИ (вёрстка), проанализированное через принципы гештальтпсихологии. С учётом наличия определённых закономерностей в запоминании вполне конкретных визуальных объектов, можно предположить, что хотя внимание испытуемого направляется его мотивацией на основе ценностей, на его привлечение в целом в условиях высокой визуальной зашумленности вёрстки интернет-СМИ влияют в первую очередь факторы непроизвольного восприятия. В то же время на последующее запоминание информации и формирование на основе неё образа с эмоциональным компонентом влияют именно ценности. Полученные в результате данного исследования результаты будут полезны для редакционных коллегий интернет-СМИ как источник информации о качествах визуальных блоков, приводящих к лучшему запоминанию информации, и их связи с ценнстями аудитории — на основании этих данных можно сделать уточнения в методе выделения нужных редакции новостей. Также они могут быть использованы в рамках UX-дизайна для создания соответствующей цели заказчиков вёрстки страниц интернет-СМИ.

Текст работы (работа добавлена 10 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ