• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы цены онлайн такси: издержки, спрос или конкуренция

ФИО студента: Масалитин Алан -

Руководитель: Авдашева Светлана Борисовна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Данная работа показывает влияние определенных факторов спроса, издержек и конкуренции на цену онлайн-такси по субъектам России с 2021 года по 2022 год. В этот период услуги такси оказывались преимущественно агрегаторами, такими как Яндекс.Такси. Динамика цен на услуги такси отражает ценовую политику именно компаний-агрегаторов. Задачами исследования являлись: определить особенности рынка такси, организуемого платформами-агрегаторами, и выделить особенности факторов, влияющих на цену на этом рынке; перечислить факторы, влияющие на цены услуг такси и определить статистические показатели, отражающие динамику этих факторов (драйверов спроса и предложения); на основе обзора литературы проанализировать российский и зарубежный рынок такси и выяснить, выявляли ли авторы особенности влияющих на цены услуг такси факторов; сформулировать и проверить гипотезы о факторах, влияющих на цены услуг такси в субъектах Российской Федерации в 2021-2022 гг. Объектом исследования являются цены на российском рынке онлайн-такси. Предмет — влияние основных факторов спроса, предложения и конкуренции на уровень цен. Для анализа были собраны ежемесячные данные по 85 регионам России за период 2021-2022 гг. Анализ данных проходил в форме стандартного подхода к панельным данным — расчет трех моделей: регрессии с общими эффектами, модели с фиксированными эффектами и модели со случайными эффектами. Для выявления спецификации модели были проведены следующие статистические тесты: Вальда, Бреуша-Пагана, Хаусмана. Тест Чоу проводился для определения гетерогенности выборки. Итоговая регрессия позволила оценить коэффициенты независимых переменных. Было установлено, что на ценообразование в российской сфере онлайн-такси положительное влияние оказывают цены на бензин и средняя номинальная зарплата (1,15 и 0,61 соответственно). В то же время, пассажиропоток автобусов (−0,036) и фиктивная переменная численности населения (−0,036) оказывают равное негативное влияние на цены на такси. Все эти переменные являются статистически значимыми. Наиболее значимыми месяцами, отражающими сезонность, оказались январь (0,07), февраль (0,08) и август (0,05). Таким образом, рост издержек в сфере такси приводит к увеличению цен на услуги, а рост факторов спроса оказывает неоднозначное влияние на цены на такси (заработная плата и численность населения дали противоположные результаты). Усиление конкуренции на рынке приводит к снижению цен на такси, при этом услуги онлайн-такси оказались наиболее дорогими в январе, феврале и августе, что связано с праздниками, сезонами отдыха и завершением важных периодов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ