• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономико-статистический анализ показателей эффективности компаний малого и среднего бизнеса в России

ФИО студента: Дробачевский Ян Борисович

Руководитель: Грачева Светлана Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Данная дипломная работа направлена на проведение экономико-статистического анализа показателей эффективности компаний малого и среднего бизнеса в России в сфере предприятий, занимающихся оптовой торговлей. Целью работы явился анализ торговой сферы на примере фирм малого и среднего бизнеса в России. В ходе работы были рассмотрены данные предприятий за шесть лет по указанной сфере (2017 – 2022 гг.). На основе найденной информации был проведен комплексный анализ, который включает в себя регрессионный, корреляционный и кластерный анализы. Итогом практической части планировалось выявить схожие черты и различия, слабые и сильные стороны, проблем и барьеров последних лет, а также перспектив на ближайшее будущее. В ходе проведения детального разбора авторами были выдвинуты следующие задачи: 1. Выявить тенденции адаптации предприятий, вызванных шоковыми событиями 2022-2023 годов; 2. Проанализировать факторы успешности МСП в сфере торговли; 3. Сформировать информационную базу исследования; 4. Провести кластерный, регрессионный, корреляционный анализы; 5. Проанализировать результаты и сделать содержательные выводы. Объектами исследования в ходе проведенной работы выступали компании МСБ торговой сферы (оптовой торговли). Предметом же исследования послужили процессы, а также показатели, их фактические и возможные колебания, изменения и причины, которые могли вызвать их. В ходе проделанной работы удалось выделить два кластера компаний малого и среднего бизнеса в России – менее и более успешные. Каждый из них показал факт наличия эффекта масштаба и эффективное распределение числа работников, относительно возможного роста компании. Показатели эффективности средних компаний преимущественно были выше, нежели малых фирм, за исключением временного промежутка 2017-2019 гг. кластера более успешных фирм, где малые фирмы показали больший показатель рентабельности продаж, нежели средние. Вероятно, это было вызвано шоковыми событиями коронавирусной пандемии и последствия срыва цепей поставок и сбыта продукции, которые больше отразились на более крупных компаниях. Интересно отметить, что развитие обрабатывающей промышленности имеет значительное влияние на сектор МСП в торговой сфере, что было установлено в ходе анализа. Кризис, вызванный пандемией, а также санкции, которые были наложены на РФ в ходе событий периода макроэкономической нестабильности привели к серьезным проблемам. Тем не менее российские компании начали осваивать новые рынки и налаживать глобальные цепи поставок.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ