• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ факторов потребления алкоголя в регионах России

ФИО студента: Декин Руслан Максимович

Руководитель: Коссова Татьяна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика и статистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

В данной работе исследуется связь между уровнем потребления алкоголя и социально-экономическими факторами, характеризующими уровень развития российских регионов. Для этого в начале проводится анализ иностранной и российской литературы, которая изучает причины потребления спиртных напитков и межрегиональные различия социально-экономических факторов. Далее рассматривается текущая ситуация потребления алкоголя в России: объем, структура и их динамика. Следующим этапом становится построение панельных моделей для каждого вида алкогольной продукции, чтобы оценить влияние социально-экономических факторов на уровень их потребления в разных регионах. Последним шагом исследования является проведение кластеризации регионов России по среднедушевому денежному доходу для более подробного изучения влияния данного фактора на потребление алкоголя. В работе используются данные по 77 регионам России за 2009-2022гг. Данные для исследования собраны с сайта Федеральной службы государственной статистики. В моделях в качестве зависимых переменный выступают объемы розничной продажи алкогольной продукции на душу населения в литрах этанола как для различных видов спиртных напитков, так и для всех вместе. В качестве независимых переменных выступают различные социально-экономические факторы, которые выбраны на основе анализа научной литературы. В рамках анализа панельных данный строятся три модели: модель Pooled, модель со случайными эффектами и модель с фиксированными эффектами. На основе проведенных тестов и содержательных соображений в качестве наиболее оптимальной выбирается модель с фиксированными эффектами. По результатам работы удалось выявить следующее: 1. Фактор среднедушевого денежного дохода положительно влияет на потребление алкоголя, что наиболее сильно проявляется в регионах со средним и с низким уровнем дохода. 2. Уровень экономического развития региона положительно влияет на потребление алкоголя. 3. Уровень безработицы отрицательно влияет на потребление алкоголя. 4. Кризис 2020-2022 годов существенно повлиял на потребление алкоголя.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ