• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка программы коучинга для повышения самостоятельности студентов в учебной деятельности

ФИО студента: Амброжий Александра Вячеславовна

Руководитель: Антонова Наталья Викторовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Проблемы быстро развивающихся изменений в образовательной сфере стали причиной активного распространения исследований по непрерывному обучению во всем мире, начиная со второй половины прошлого столетия. Согласно предыдущим данным в этой области, существует значительное влияние коучинговых программ на академическую успеваемость и самостоятельность студентов в учебной деятельности. Целью данного исследования является разработка и проведение коучинговой программы, повышающей самостоятельность студентов в учебной деятельности, и оценка ее эффективности. Научная новизна данного исследования связана с разработкой и оценкой эффективности коучинговой программы, основанной на модели саморегулируемого обучения, помогающей повысить самостоятельность в учебной деятельности у студентов. Теоретические задачи состоят из обзора соответствующей литературы по учебной автономии, а также в изучении материалов по индивидуальному и групповому коучингу. Методические задачи включают в себя разработку программы коучинга для повышения самостоятельности в учебной деятельности у студентов, апробацию и оценку коучинговой программы для повышения самостоятельности в учебной деятельности. Эмпирические задачи заключаются в сборе данных до и после прохождения программы участниками контрольной и экспериментальной групп, анализ и интерпретацию полученных результатов, а также проведение гайд-интервью с участниками экспериментальной группы. Объект данного исследования – самостоятельность студентов в учебной деятельности. Предмет исследования – коучинг как инструмент для повышения самостоятельности в учебной деятельности у студентов. Полученные в ходе количественного анализа данных и анализа обратной связи от участников коучинговой программы по повышению самостоятельности в учебной деятельности позволяют сделать вывод о том, что разработанная в рамках данной работы программа, основанная на модели саморегулируемого обучения SRL, является эффективной. Разработанная коучинговая программа, состоящая из 6 встреч, посвященных обсуждению метакогнитивного, мотивационного и когнитивного компонентов приводит к положительному статистически значимому сдвигу по показателю самостоятельности в учебной деятельности у студентов, участвовавших в программе. У студентов, не прошедших данную программу, статистически значимых различий спустя срок проведения 6 встреч программы не обнаружено. Ограничением данной работы является использование единственного опросника среди методик сбора данных для количественного анализа. Полем для будущих исследований может стать перевод уже существующих или разработка новых опросников для оценки уровня самостоятельности в учебной деятельности. Также оценка коучинговой программы лишь одним из экспертов может считаться ограничением. Дополнительно данная коучинговая программа может быть проведена на большем количестве участников и групп. Более того, в будущих исследованиях возможно обсуждение фактора селективности функции привлечения участников в коучинговую программу, что изначально отбирает статистически различные между собой контрольную и экспериментальную группы. Сопоставление полученных результатов с результатами предыдущих исследований позволяет говорить о предположительной схожести результатов - коучинг положительно влияет на повышение самостоятельности в образовательной деятельности у студентов. Полученные результаты имеют важное теоретическое и практическое значение, открывая новые перспективы для дальнейших исследований в области развития учебной автономии студентов с помощью коучинговых технологий. Все поставленные в рамках данной работы теоретические, методические и эмпирические задачи были выполнены, что позволяет назвать цель данной работы достигнутой.

Текст работы (работа добавлена 12 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ