• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен наивного искусства: восприятие и музеефикация в 2000-е годы (на примере коллекции ММОМA)

ФИО студента: Лаврищева Нина Анатольевна

Руководитель: Шарнова Елена Борисовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Объектом данного исследования стало собрание произведений художников-наивистов в коллекции Московского музея современного искусства (ММОМА). Предметом является специфика формирования и особенности изучения коллекции отечественных наивных художников в ММОМА. Основной целью данного исследования является анализ научной и музейной работы с собранием наивного искусства в ММОМА, проводившейся в период с 2017 по 2023 годы, а также сложившийся к этому этапу исторический контекст и определение уникальности собрания ММОМА по сравнению с другими государственными и ведущими частными коллекциями в России. Коллекция наивного искусства в собрании ММОМА является частью крупнейшей в России исторической коллекции, формировавшейся в ЗНУИ и в ГРДНТ им. В.Д.Поленова на протяжении 80 лет, в которую вошли уникальные образцы наивного искусства. В ходе данного исследования также были выполнены следующие задачи: 1. Постановка коллекции наивного искусства в собрании ММОМА в исторический контекст формирования частных и государственных собраний в России с 1970-х годов по 2020-е годы; 2. Анализ бытования коллекции «ГРДНТ им. В.Д. Поленова» в ММОМА с момента ее создания и до настоящего времени; 3. Дана характеристика способов и подходов проведения научной работы с коллекцией наивного искусства в ММОМА и ее последние результаты. На данном этапе изучения маргинального или наивного искусства подходы и методы, воспринятые из классических практик анализа, могут быть использованы в синтезе. В данном контексте наиболее эффективными являются следующие методы анализа: формально-стилистический, историко-культурный, иконографический и методы социальной истории искусства. В ходе данного исследования был проведен анализ научной и музейной работы в ММОМА в период с 2017 по 2023 год, которая включает в себя изучение художников и произведений, научных публикаций, проведение конференций, обширную выставочную программу, а также реставрационную деятельность и технико-технологические исследования.

Текст работы (работа добавлена 12 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ