• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специфика интерпретации и функционирования образов ближневосточных божеств в художественной культуре Древнего Рима I–III вв. н. э.

ФИО студента: Букин Андрей Владимирович

Руководитель: Зинченко Софья Анатольевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2024

Анализ римской культуры как наследующей не только греческой, но и ближневосточным традициям, является одним из основных современных направлений в исследовании римского искусства. Эта работа призвана описать особенности восприятия функций и изображений божеств Ближнего Востока в художественной культуре Древнего Рима эпохи принципата. При подборе объектов исследования мы можем руководствоваться римскими и позднеантичными источниками , в которых встречаются имена Исиды, Гарпократа, Сераписа, Митры, Атаргатис, Кибелы и Аттиса, Адониса, а также Приапа. Таким образом, объектами исследования являются изображения вышеупомянутых божеств, происходящие с подвластных Риму территорий, датируемые I–III вв. н. э. Предметом исследования является специфика функционирования этих божеств и их интерпретации в римском искусстве в указанный период. Цель исследования может быть сформулирована следующим образом: охарактеризовать специфику интерпретации и функционирования ближневосточных божеств в художественной культуре Рима и римских провинций I–III вв. н. э. Соответственно, задачи, стоящие перед нами в рамках исследования, заключаются в: выявлении основных функций избранных образов на Ближнем Востоке; их иконографий; анализе интерпретации этих образов в рамках столичной римской культуры; анализе трансформации функций и иконографий исследуемых образов в римских провинциях; и сопоставлении полученных данных между собой для выявления особенностей трактовки функциональных и изобразительных черт ближневосточных божеств в римской художественной культуре. В основу исследования положены формально-стилистический, культурно-исторический, сравнительный, иконографический и типологический анализ. В результате проведенного анализа основных иконографических типов ближневосточных божеств и из функций были определены и сформулированы принципы, лежащие в основе репрезентации ближневосточных божеств в римской культуре эпохи Принципата.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ