• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Северный морской путь как фактор развития территорий Северо-Запада

ФИО студента: Ерошевич Никита Михайлович

Руководитель: Ходачек Александр Михайлович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Городское развитие и управление (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Актуальность темы. Северный морской путь это важный элемент геополитической стратегии России. И не смотря на санкционное давление, он продолжает активно развиваться и становится все более привлекательным, особенно в свете событий на Ближнем Востоке. Северный морской путь способствует развитию городов и территорий Арктической зоны Российской Федерации от Мурманска, Архангельска, и Нарьян-Мара до Тикси, Певека и других населенных пунктов, за счет развития инфраструктуры и создания рабочих мест, в соответствии с «Планом по реализации стратегии развития Арктики до 2035 года», утвержденного распоряжением Правительства РФ №996-р от 15 апреля 2021 года. Объект исследования является Северный морской путь и территории, Арктической зоны Российской Федерации, расположенные на Северо-Западе. Предметом исследования является анализ влияния Северного морского пути на социально-экономическое развитие территорий Северо-Запада Российской Федерации, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации, а также выявление факторов, определяющих его роль в обеспечении конкурентоспособности данных территорий. Целью исследования является анализ роли Северного морского пути в развитии регионов Северо-Запада Российской Федерации и его вклада в социально-экономическое развитие указанных территорий. Для реализации цели работы определены следующие задачи: изучить историю, географические особенности северного морского пути, а также его современное состояние и перспективы развития. проанализировать основные факторы, влияющие на объём грузоперевозок по Северному морскому пути; оценить эффективность грузоперевозок по Северному морскому пути; выявить ключевые предпосылки увеличения грузооборота по Северному морскому пути; Провести SWOT-анализ и разработать практические рекомендации-предложения по повышению эффективности использования Северного морского пути для регионов Северо-Запада Российской Федерации. Методическую основу работы составляют методы статистического, структурно-функционального, нормативно-правового, ретроспективного анализа, методология системного анализа, системный и сравнительный подходы. В процессе решения поставленных задач были сделаны следующие основные выводы: — Северный морской путь не является убыточным и его развитие возможно без государственного участия, поскольку сегодня одними из драйверов развития грузооборота по данному маршруту являются частные компании, такие как Норникель, Роснефть, Газпром и другие, которые вкладывают деньги в разработку месторождений полезных ископаемых на территории Арктической зоны и строят терминалы для их отгрузки и перевозки, тем самым повышая грузопоток по маршруту. — Анализ того, как используется Северный морской путь и как он влияет на развитие Арктической зоны Северо-Запада, показывает, что его эффективность постоянно растёт с 1996 года. Ежегодно по этому маршруту перевозят всё больше грузов. План развития Северного морского пути до 2035 года, который утвердило Правительство России, помогает привлекать инвестиции в регионы Арктической зоны. — Перевозки по Северному морскому пути являются более выгодными не только с точки зрения времени, затраченного на перевозку груза, но и с точки зрения денежных затрат. Так, меньший срок фрахта судна, меньший расход топлива и отсутствие платы за проход по Суэцкому каналу и страховку от пиратства делают проход по Северному морскому пути на сотни тысяч долларов США дешевле. Подводя итоги практической значимости исследования, проведенного в рамках ВКР, можно предположить, что полученный материал и результаты могут использоваться при корректировке стратегии развития Северного морского пути, а также как руководство по сокращению оттока населения из Арктической зоны Российской Федерации. Клочевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, навигация, приполюсные маршруты, северный завоз, северный морской путь.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ