• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект выученного невнимания в задаче категоризации на вербальном материале

ФИО студента: Зверева Елизавета Юрьевна

Руководитель: Котов Алексей Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

В этом исследовании мы рассматривали, как существующее семантическое знание влияет на проявление эффекта выученного невнимания, то есть тенденции продолжать игнорировать информацию, которая ранее была оценена как неважная даже тогда, когда она становится релевантной, в задаче категориального научения. Предыдущие исследования показали, что опора на семантическое знание смягчает этот эффект в категориальном научении, поскольку позволяет связать определяющие признаки категории с нерелевантными, вследствие чего последние все же обрабатываются в процессе решения задачи. Нашей целью было исследовать это явление на вербальном материале, поскольку предыдущие исследования были сосредоточены на перцептивных стимулах, в то время как есть основания полагать, что обработка вербальных стимулов отличается от обработки перцептивных. Мы разработали эксперимент, в котором участникам необходимо было выучить категории с наличием или отсутствием семантической связи между двумя признаками, один из которых был нерелевантен для определения категории объекта в первой части эксперимента, но становился определяющим во второй, и наоборот. Результаты показали, что эффект выученного невнимания был менее выражен в группе, которая получила материал с наличием семантической связи между этими категориальными признаками, на этапе научения, однако не было найдено различий между группами в распределении внимания между признаками, как показало выполнение тестовых заданий. Таким образом, наше исследование подчеркивает роль ранее существующего семантического знания в категориальном научении, а также показывает, что механизмы его влияния на снижение выраженности эффекта выученного невнимания могут быть разными в зависимости от типа материала, на котором происходит научение, что открывает перспективы для дальнейших исследований.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ