• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект называемости у детей 6-9 лет на материале искусственных названий

ФИО студента: Афонин Матвей Дмитриевич

Руководитель: Котов Алексей Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Существует множество эффектов влияния языка на успешность категориального научения. Одним из таких эффектов является эффект называемости, при котором научение на хорошо вербализуемом материале происходит быстрее и успешнее по сравнению с научением на плохо вербализуемом материале. Этот эффект активно изучается на взрослых, однако существует множество вопросов касательно границ возникновения эффекта у детей и выраженности его силы. В данном исследовании нашей целью являлось изучить особенности эффекта называемости у детей 6-9 лет (N = 123, f = 47%) и попытаться обнаружить нижнюю возрастную границу его возникновения. Вместо того, чтобы использовать методики, которые применялись в предыдущих исследованиях в данной области, мы создали новую методику для проведения эксперимента по изучению эффекта называемости у детей согласно выдвинутым задачам. Первоначально мы спланировали урок, во время которого дети из вербального и символьного условий выучивали культурно-нейтральные ассоциативные пары, состоящие из фигур и вербальных лейблов или символов в зависимости от условия. После этого, на следующий день, дети как из экспериментальных условий (вербального и символьного) так и в контрольной группе проходили тест категориального научения, где фигуры из ассоциативных пар становились частями материала категориальной задачи. Согласно нашей гипотезе, точность категоризации в вербальном условии должна превышать точность категоризации в символьном и нейтральном условиях. Данная гипотеза не подтвердилась. Полученные нами результаты сильно отличаются от результатов, полученных в экспериментах, проведенных в данной области до нашего исследования. Мы обнаружили, что вербальные лейблы сильно снижали точность категоризации по сравнению с символьным и нейтральным условиями. Дети всех возрастов плохо справлялись с представленной категориальной задачей. В работе приведены некоторые предположения о природе данных результатов и намечены перспективы для дальнейших исследований. Представленные в работе результаты открывают новую ветку для обсуждения влияния языка на категориальное научение у детей разных возрастов.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ