• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности взаимосвязи базовых математических навыков и пространственных языковых представлений у детей с общим недоразвитием речи

ФИО студента: Колесникова Алёна Викторовна

Руководитель: Гомозова Милитина Алексеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Различные исследования свидетельствуют о том, что уровень овладения пространственным языком связан с уровнем выполнения арифметических. Однако в литературе, посвященной изучению пространственных навыков существует пробел, т.к. предыдущие данные были получены на выборке типично развивающихся детей. Предметом рассмотрения в данном исследовании является группа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется проблемами с овладением языком, несмотря на нормальный уровень интеллекта, слуха и зрения. У дошкольников с ОНР отмечаются затруднения при вербализации местоположения предметов, также дети с ОНР испытывают трудности в усвоении арифметики, однако до сих пор не было проведено экспериментальных исследований, которые показывали бы связанность математических трудностей с проблемами усвоения предложной системы у детей с ОНР. Целью данного исследования является выявление взаимосвязи пространственного языка и ранних математических навыков у детей с типичным речевым развитием (ТР) и у детей с ОНР. Исследование проводилось на двух выборках (ТР дети и дети с ОНР). Уровень пространственного языка оценивался при помощи заданий на понимание и порождение предлогов из батареи тестов Базовой морфологии, а также оценивало математические навыки при помощи шести заданий на счёт, таких как прямой и обратный счёт, называние и написание чисел, сравнение чисел и символическое порядковое суждение. Результаты исследования показали значимые развития в уровне пространственного языка и математических навыков в сторону более высоких результатов у ТР детей. Кроме того, в группе ТР детей подтвердилась связь пространственного языка и математических навыков, в то время как в группе детей с ОНР такая связь не была значимой.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ