• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глазодвигательные корреляты когнитивной нагрузки экспертов и новичков в программировании

ФИО студента: Дружинин Даниил Игоревич

Руководитель: Рыбина Елена Петровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Теория когнитивной нагрузки (ТКН), разработанная Джоном Свеллером занимает ведущее место среди исследовательских подходов в образовательной сфере (Sweller, 2011). Она базируется на представлении о том, что хотя люди могут накапливать обширные объемы знаний в долговременной памяти, их рабочая память обладает ограниченной вместимостью для анализа новой информации. Эффективность обучения и работы с новыми данными зависит от того, насколько рабочая память не перегружена, и от поддержания когнитивной нагрузки на оптимальном уровне. Создание и активное применение когнитивных схем способствует снижению нагрузки на рабочую память, улучшая тем самым способность специалистов адаптироваться к новой информации. Некоторые исследователи утверждают, что разработка инструментов для измерения когнитивной нагрузки является ключевой задачей в данной области исследований (Kirschner, Ayers, Chandler, 2011). В традиционных исследованиях использовались субъективные индикаторы, такие как самооценки и рейтинговые шкалы, а также косвенные показатели, включая ошибки и время, затраченное на обучение. Это связано с тем, что физиологические методы измерения, требующие специального оборудования, могут влиять на естественность условий исследования и часто не подходят для стандартных образовательных сред. В контексте изучения разницы между опытом программистов-новичков и экспертов активно применяется регистрация глазодвигательной активности, что позволяет более детально анализировать, как различаются способы обработки визуальной информации в зависимости от уровня опыта и экспертности (Sharafi et al., 2015). Изучение различий зрительных усилий, как показано в исследованиях Chen (2011), подтверждает это. Основной целью данного исследования заключается в анализе взаимосвязи и выявлении закономерностей между визуальными усилиями и субъективной когнитивной нагрузкой у экспертов и новичков при выполнении задачи по обнаружению ошибок в программном коде. В результате исследования мы подтвердили основные предположения о положительной связи зрительных усилий, таких как средняя продолжительность фиксаций и средняя продолжительность на релевантном стимуле, с субъективной когнитивной нагрузкой. Это согласуется с результатами исследований, посвященных изучению зрительных усилий программистов, а также с данными мета-анализа (Obaidellah et al., 2018). Однако, результаты исследования не поддержали предположение о том, что опытные программисты демонстрируют более короткие фиксации на областях интереса по сравнению с новичками. Это находка оказалась несоответствующей ожиданиям, которые предполагали, что опытные испытуемые, благодаря своей знакомости с материалом, смогут быстрее обрабатывать информацию и, следовательно, менее времени проводить на отдельные элементы. Отсутствие подтверждения этой гипотезы предлагает более сложную картину взаимосвязи между опытом и когнитивными процессами, что может указывать на возможность иных факторов, влияющих на длительность фиксаций в рамках данной задачи. Результаты этого исследования могут дополнить значение физиологических данных как возможного инструмента измерения когнитивной нагрузки в рамках подхода Свеллера. Так же данное исследование подчеркивает важность исследования связи и отношения объема рабочей памяти и зрительных усилий.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ