• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь аккультурационных ожиданий, межкультурной компетентности и психологического благополучия.

ФИО студента: Данилицкая Таисия Анатольевна

Руководитель: Бушина Екатерина Валерьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

В современном мультикультурном мире вопросы межкультурных отношений и адаптации к культурному разнообразию становятся все более актуальными. Данное исследование направлено на изучение взаимосвязи между аккультурационными ожиданиями представителей принимающего общества, их межкультурной компетентностью и психологическим благополучием. Особое внимание уделяется роли опыта временной миграции в развитии межкультурной компетентности. Теоретической основой работы выступают двумерная модель аккультурации Дж. Берри и подход к межкультурной компетентности, предложенный К. Леунгом и др. (2014). Эмпирическое исследование проводилось на выборке этнических русских, проживающих в России (N=126). Использовались методика Дж. Берри для оценки аккультурационных ожиданий, «Интегративный опросник межкультурной компетентности» (Хухлаев et al., 2021) и шкалы самоуважения и удовлетворенностью жизнью. Результаты показали, что респонденты с опытом проживания в азиатских странах демонстрируют более высокий уровень межкультурной компетентности по сравнению с теми, кто жил в Европе или не имел опыта временной миграции. В то же время продолжительность проживания за границей не оказала значимого влияния на межкультурную компетентность. Ожидание мультикультурализма было положительно взаимосвязано со всеми компонентами межкультурной компетентности, в то время как ожидания плавильного котла и сегрегации препятствовали некоторым из них. Ожидание мультикультурализма способствовало более высоким показателям удовлетворенности жизнью и самоуважения. Однако, компоненты межкультурной компетентности не были связаны с психологическим благополучием. Полученные результаты вносят вклад в понимание факторов, влияющих на межкультурный опыт представителей принимающего общества. Они могут быть использованы для разработки мер, направленных на развитие межкультурной компетентности и создание более инклюзивной среды в нашей многонациональной стране.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ