• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь мотивации онлайн-гейминга, восприятия токсичного поведения и субъективного благополучия игроков в командные соревновательные онлайн-игры

ФИО студента: Латипов Адель Радикович

Руководитель: Кушнирук Анастасия Владимировна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Исследование посвящено изучению взаимосвязи между мотивацией к играм, восприятием токсичного поведения и субъективным благополучием у русскоязычных игроков в командные соревновательные онлайн-игры. Популярность онлайн-игр заметно возросла после периода изоляции в связи с COVID-19, в том числе и командные соревновательные игры, которые сопряжены как с удовольствием, так и с негативным поведением игроков в отношении к друг другу. Современные отечественные исследователи не так часто фокусируются на феномене соревновательных видеоигр, о чем свидетельствует малое количество методик для изучения мотивации к соревновательным играм или же проявлению токсичного поведения в подобных играх, а также оценке благополучия игроков в России. В то же время зарубежные исследователи нередко предоставляют результаты исследований о благополучии игроков, а также стремятся к развитию теории токсичного поведения в играх. Цель исследования - изучить, как мотивы геймеров могут быть связаны с их восприятием токсичного поведения, связанного с игрой, что позволит дополнить теорию о токсичном поведении в играх. Вторая цель исследования, определение роли восприятия токсичного поведения во взаимосвязи между мотивации к играм и субъективным благополучием игроков, может способствовать взгляду на благополучие игроков как на контекстуальный феномен, который сопряжен с различными факторами, взаимодействующими друг с другом, нежели оторванными друг от друга. В исследовании использована методология опроса для сбора данных от русскоязычных участников старше 18 лет, регулярно играющих в командные соревновательные онлайн-игры. Мотивы к игре оценивались с помощью русской адаптации Шкалы игровой мотивации, а субъективное благополучие - с помощью Шкалы удовлетворенности жизнью. Данные о восприятии токсичного поведения собраны при помощи опросника «Типология киберагрессии». Выбор данной методики обоснован ограниченностью инструментария в русской адаптации для оценки восприятия токсичного поведения, близостью конструктов киберагрессии и токсичного поведения, в которой токсичное поведение является одним из проявлений киберагрессии, а также значимой связью между восприятием киберагрессии и выраженностью киберагрессии. Выборка составила В ходе исследования предполагается обнаружить корреляцию между различными типами мотивации к играм и восприятием токсичного поведения, а также выявить роль восприятия токсичного поведения как модератора между мотивацией к играм и субъективным благополучием. В результате исследования в соответствии с гипотезами исследования были выявлены значимые положительные корреляции между выраженностью импульсивно-ответной киберагрессией и интегративной, а также интроецированной мотивацией к играм. В соответствии с гипотезами было обнаружено, что импульсивно-ответная киберагрессия усиливает негативную связь между амотивацией и субъективным благополучием. Этот тип киберагрессии также усиливает негативную связь между интегративной мотивацией и субъективным благополучием. Среди результатов, не заложенных в гипотезы, были выявлены значимые положительные корреляции между выраженностью произвольно-ответной киберагрессией и внешней, интроецированной мотивацией к играм и амотивацией. К тому же были выявлены значимые положительные корреляции между выраженностью произвольно-инициативной киберагрессией и двумя типами мотивации: внешней и интроецированной. Результаты исследования и ограничения описаны в работе.

Текст работы (работа добавлена 13 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ