• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастер - особое человеческое состояние увлеченности. Исследование с помощью фотографии

ФИО студента: Алейникова Евгения Ивановна

Руководитель: Меркулова Ксения Николаевна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Мода (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Визуальное исследование рассматривает отдельные фотографии и серии (как художественные, так и прикладные), посвященные мастерам, художникам и ремесленникам и их пространствам, сделанные в XX-XXI веках. Мастерская художника всегда являлась и является загадочным местом, окруженным мифами о творчестве и ореолом недоступности: в мастерской художник чаще всего бывает в одиночестве. Это особое пространство для творения, превращения своего видения в произведение искусства. Данное исследование тесно связано с темой выпускной квалифицированной работы: “Мастер – особое человеческое состояние увлеченности. Исследование с помощью фотографии.” Дипломная работа посвящена анализу и рассуждению на тему взаимодействия мастера и его среды, тому как художник и пространство друг на друга влияют. В визуальном исследовании рассматривается, как при помощи фотографии можно ухватить уникальный язык создания предметов искусства, творческий процесс людей, занимающихся различными видами деятельности: ремесленников, художников, дизайнеров. Пребывание в среде художника поможет раскрыть истинные задумки с помощью фотографии, запечатлеть детали, в которых кроется и вдохновение, и переживания. Студия художника зачастую помогает раскрыть личность автора, утверждает его индивидуальность. Обращение к документированию мастерских, подогревает интерес к художественной деятельности, поскольку в скрытности таится загадочность. Мастерская стала чем-то большим, чем просто местом для работы, она стала выражением образа жизни, местом трансляции идей и ценностей. Студии художников стали постепенно превращаться в музеи, содержащие важные атрибуты и гипсовые изделия, хаотичные мазки, которые остались на стенах и на полу. Как же отображается образ мастера в фотографии? В XX веке интерес общества к художественной деятельности растет, и фотография дает возможность «заглянуть за кулисы», проникнуть в некогда закрытые пространства художественного мира. Широкая публика наконец может посмотреть на студии легендарных авторов со страниц иллюстрированных журналов. Авторы, рассматриваемые в первой главе зачастую дают зрителю взглянуть скорее на поверхностный, стереотипный образ художника, не идут дальше иллюстративной функции и рассматривают мастерскую и автора как нечто экзотическое. Мастерская часто воспринималась как мифическое место, где присутствовала божественная идея, которая полностью не могла раскрыть всю сущность идеи взаимоотношения художника и среды. Но спустя время художественная фотография в мастерских стала обретать новый смысл повествования. Ближе к середине XX века начинают встречаться и более глубокие, проникающие за первый слой, серии. Далее мы рассматриваем работы, в которых фотографы анализируют пространство: какие детали в студии могут сказать о мастере, о его стиле работы, какую роль играет общее впечатление о среде художника, как она помогает вдохновиться атмосферой и, главное, понять что-то о смысле и силе художественной деятельности? Следом приводятся современные коммерческие проекты фотографов, которые продолжают рассуждать о существовании особой увлеченности людей.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ