• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитическое исследование эффекта плацебо на примере формирования культуры потребления биологически активных пищевых добавок (БАД)

ФИО студента: Алешкевич Анна Алексеевна

Руководитель: Стрижова Екатерина Андреевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

В работе исследуется влияние эффекта плацебо на эффективность приема биологически активных добавок с психоаналитической точки зрения. Исследовательская гипотеза предполагает, что эффективность приема БАД не является исключительно результатом их физиологического воздействия, но также зависит от степени убежденности потребителя в их пользе, формируемой под воздействием сочетания социально-психологических факторов. В рамках исследования были поставлены следующие теоретические и эмпирические задачи: проанализировать психоаналитические теории эффекта плацебо, объясняющие механизмы взаимосвязи ожиданий и убеждений в эффективности с психическим и физиологическим состоянием; проанализировать воздействие социально-психологических факторов на формирование убеждений об эффективности БАД; рассмотреть теоретические подходы, касающиеся взаимосвязи рекламы, отзывов, ценообразования и упаковки с созданием и поддержкой убеждений; исследовать психологические аспекты восприятия и оценки эффективности БАД; определить роль суггестии, самовнушения и других психологических феноменов в процессе формирования убеждений; оценить взаимосвязь социокультурных детерминант с установками и поведением потребителей в отношении БАД, их восприятием и убежденностью в эффективности. В рамках исследования было проведено анкетирование и интервью среди потребителей БАД для анализа их убежденностей и факторов, взаимосвязанных с формированием этих убежденностей. Был проведен анализ взаимосвязи социально-психологических факторов с восприятием эффективности БАД, а также оценка взаимосвязи личностных характеристик потребителей с восприятием информации о БАД и формированием убеждений в их эффективности. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и продемонстрировали значимую роль психологических и социальных факторов в восприятии эффективности БАД благодаря активации механизмов самовнушения и плацебо-эффекта.

Текст работы (работа добавлена 15 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ