• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кино как культурная практика производства региональной идентичности: «силезская тема» в польском кинематографе XX – начала XXI вв.

ФИО студента: Кириллова Мария Игоревна

Руководитель: Васильева Виктория Олеговна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2024

В работе исследуется кино как культурная практика производства региональной идентичности на примере “силезской темы” в кинематографе Польши второй половины 20 – начала 21 вв. Анализ исторической специфики складывания Силезии как автономного региона позволяет сделать вывод о том, что идентичность проживающих здесь жителей обладает чертами мультикультурализма, неоднородности и пограничности. Целью работы было выявление специфики отображения и конструирования силезской идентичности в кинематографе Силезии как комплексе культурных практик, обнаружение разных аудиовизуальных традиций, наблюдаемых у режиссеров отдельных поколений и художественных течений, и определение роли в этом процессе самоидентификации самих авторов. В исследовании разбираются ключевые в рамках силезской идентичности темы – “силезская обида”, рассмотрение земли как возвращенной Польше после войны, образ “совершенного силезца”, Силезия как горнодобывающая, “черная” земля, индустриальность ландшафта, архаичность местной народной культуры. Было проанализировано, что в кинематографе 20-го века сложность и неоднородность силезской идентичности осознавали почти все режиссеры, однако для упрощения они чаще использовали образы места, прибегая либо к индустриальной его символике, либо к парадигме национальной борьбы, из-за чего многие важные темы и культурные факты остались нераскрытыми к концу тысячелетия. Современное кино расширяет образ Силезии различными видениями: режиссеры не повторно используют одни и те же сюжеты и стереотипы, а стараются их преодолеть с помощью топографий неоднородности. Изобретательность современного силезского кинематографа, однако, не равносильна перечеркиванию местных знаний об идентичности региона и не означает отказа от накопленных традиций. В работе подтверждается ключевая гипотеза о том, что кинематограф принимает активное участие в конструировании представлений о Силезии и силезской идентичности, однако эти “мифы” трансформируются и видоизменяются в зависимости от социально-политического дискурса и от самоидентификации того или иного режиссера.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ