• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Топологии коллективности в искусстве 2010-х гг.: эстетика самоорганизации

ФИО студента: Кравченко Дмитрий Александрович

Руководитель: Мавринский Илья Игоревич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2024

Идея горизонтального самоорганизованного сообщества как наиболее необходимого результата творческой деятельности прослеживается в художественном поле 2010-х гг. Утопичность подобных моделей сообщества привлекает художников, кураторов и исследователей искусства работать с «горизонтальностью» как с жестом, материалом, медиумом –– подражать горизонтальности и пробовать передавать способ устроения «по цепной реакции» остальным участникам сферы искусства. С опорой на эстетические концепции Дж. Агамбена, Ж.-Л. Нанси и Ж. Рансьера в работе исследован отход от модели институции современного искусства, сложившейся к концу XX в., представляющей собой выставочное пространство и архив, и проанализирована модель «институция-плюс-самоорганизация», которая предполагает отказ от безусловных институциональных иерархий, поощряет социальную инклюзию и идею «включения» в культурное и художественное производство как можно бóльшего количества зрителей/посетителей. Пространства, занимаемые искусством, становятся пространствами распространения идеи само-организованного культурного производства. Художественная самоорганизация становится медиумом искусства и распространяет себя через творение разнообразных коллективностей на пересечениях художественого поля с научным, социально-активистским и политическим. XXI в. отличается появлением различных теорий «конца» проекта современного искусства, спровоцированного институциональной критикой и неспособностью искусства соответствовать заявленной в его проектах программе социальной ответственности и «полезности». Самоорганизация, использующая коллектиность и различные формы коллективной фабуляции и художественного исследования, представляется одним из вариантов ответа на предполагаемый «конец» проекта глобального современного искусства.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ