• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коммуникационная стратегия для кикшерингового сервиса

ФИО студента: Варламова Мария Андреевна

Руководитель: Лютикова Алина Павловна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Коммуникации в государственных структурах и НКО (Магистратура)

Год защиты: 2024

Кикшеринг – это услуга краткосрочной аренды электросамоката с помощью мобильного приложения. Использование электросамокатов продемонстрировало потенциал снижения заторов на дорогах за счет сокращения поездок на моторизованных транспортных средствах и сокращения времени в пути по сравнению с другими активными способами передвижения, такими как ходьба или езда на велосипеде. Российский рынок кикшеринга сохраняет устойчивую тенденцию роста в последние 6 лет, которая, как ожидается экспертами отрасли, сохранится . По состоянию на 2023 год в России парк электросамокатов вырос на 67% по отношению к уровню 2021 года и составляет 192 тыс. единиц, а количество уникальных пользователей достигло 15,5 млн человек. Сервисами аренды электросамокатов в России в 2023 году пользовалось порядка 21 млн человек. Целью является разработка практических рекомендаций по взаимодействию с органами власти и общественным мнением для коммуникационной стратегии сервиса по аренде электросамокатов. На сегодняшний день рынок аренды электросамокатов регулируется не только правилами дорожного движения, но и региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. Правовое поле рынка в последние годы находится в состоянии турбулентности в связи с заявлениями в СМИ ряда законодателей, а также предложениями и законодательными инициативами об усилении регулирования, несмотря на то, что у электросамокатов с 1 марта 2023 года появилась классификация как средств индивидуальной мобильности. В связи с этим, одной из задачей проектной работы будут являться описание потенциала и выявление рисков, связанных с нормативно-правовым регулированием рынка. Рынок кикшеринга в России тесно связан с такими вопросами, как недостаток транспортной инфраструктуры, уменьшения числа пробок, сокращение углеродного среда. Кроме того, электросамокаты способствуют развитию региональной экономики. Все эти факторы соответствуют Национальным целям России, которые были утверждены Президентом в мае 2024 года на период до 2030 году и на перспективу до 2036 года (национальные проекты «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система», «Экологическое благополучие») . Данная работа позволила сделать выводы о развитии рынка аренды электросамокатов как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения государства. Результаты работы показали, что существует потребность в соответствующей инфраструктуре, разветвленной сети велосипедных дорожек, так как они влияют на вопросы безопасности участников дорожного движения, о чем свидетельствуют как мнения пользователей кикшеринга, так и данные профильных органов власти. Решение вопросов, связанные с инфраструктурой, позволит усилить позиции электросамокатов как транспортного средства, а также обеспечит разработку и функционирование эффективной услуги микромобильности с использованием электросамокатов. Также понятие безопасности тесно связано с качественной просветительской работой в отношении пользователей сервисов. Принятые на законодательном уровне инициативы и правила не оказывают должного воздействия на участников дорожного движения, в связи с чем необходимо проводить профилактические мероприятия по обучению как действующих пользователей, так и будущих. Принятие и внедрение законодательного регулирования с одной стороны открывают потенциал для роста рынка, с другой – порождают новые риски и ограничения. Поэтому бизнесу важно активно участвовать в разработке политики, соблюдении законодательства, обеспечении безопасности участников дорожного движения и поддержки государственных инициатив, демонстрируя тем самым готовность достичь позитивных изменений и внести вклад устойчивое развитие отрасли.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ