• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По ту сторону забвения и страсти. Коллективная травма, внутренняя и внешняя реальность. Психоаналитический взгляд

ФИО студента: Кучер Галина Ивановна

Руководитель: Лейкина Ася Семеновна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2024

Память - это выдающаяся способность человечества, стоящая в основе идентичности нации. В коллективной истории роль памяти занимает главенствующее место. Культура обязана хранить память рукотворных катастроф во имя предупреждения их повторений. Но также память может ретравматизировать; иметь формулу морального насилия, так как сохраняет в себе токсичность и способна заново заражать субъекта. Но как культуре отыскать тот самый баланс обязанности помнить между забвением и страстью? Целью данной работы является исследование проблематики коллективного травматизма в работах Фрейда: травмы, лежащей в основе цивилизации, происхождения Сверх-Я, понятия защитной мембраны, а также взаимодействия субъекта с культурой. Кроме того, целью исследования является анализ современных психоаналитических концепций коллективного травматизма, влияния травмы на жизнь субъекта и его потомков, а также роль культуры в работе горя и в символизации травматического опыта. Геноцид небывалых масштабов, не имеющий своих аналогов в истории и столкнувший человечество с абсолютной жестокостью, привел к разрушению промежуточного пространства, параличу коллективной памяти и коллапсу истории. Культурное пространство, при помощи своих посредников, было вынуждено адаптироваться и разрабатывать новые условия психического выживания, где будет возможна работа горя, символизация, а также предупреждение повторения. Писатель Ромен Гари одним из первых во Франции начал говорить о событиях Холокоста. Через свои книги он создавал промежуточное пространство для исчезнувших, не давая человечеству подвергнуть забвению пропавших без вести людей. Гипотеза исследования состоит в том, что при психоаналитической работе с травмированными пациентами, пережившими экстремальные ситуации, а также с их потомками, необходимо создать определенные условия, где будет возможна символизация невыразимых чрезвычайно жестоких событий. И только благодаря культурным посредникам этот опыт становится возможным переработать.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ