• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перестройка тела: подростковая телесность в советском и российском кино 1986–1996 гг. как индикатор культурных и социальных изменений

ФИО студента: Кузнецова Яна Михайловна

Руководитель: Шулятьева Дина Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурные исследования (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Эта работа посвящена исследованию феномена подростковой телесности в советском и российском кино 1986 – 1996 гг. как индикатора социокультурных изменений. Период 1986 - 1996 гг. был временем кардинальных перемен в советском обществе и становления российского государства. С одной стороны, это было время демократических реформ, гласности, прорыва железного занавеса и развития капиталистической экономики, что стало благоприятной почвой для развития нового, более свободного кино. С другой, в это же время, когда СССР вступает в период «общества риска» (У. Бек), полное кризисов и глобальных рисков. На фоне всех этих событий появляется новый перестроечный и постсоветский кинематограф, где главными героями-выразителями идей глобальных изменений, выступают подростки. В соответствии с терминологией Ж. Делеза, их телесность выражает «киноправду» даже в большей степени, чем вербальные акты. Новизна моей работы заключается в том, что несмотря на глобальный характер изменений, переломное десятилетие 1986 – 1996 гг. остается недостаточно отрефлексированным. Цель этого исследования – рассмотреть, как с помощью образов подростковой телесности в кино демонстрировались социальные и культурные изменения в советском и российском обществе. Основная методологическая рамка моей работы – системный киноанализ Гельмута Корте и дискурс-анализ Мишеля Фуко. Источники – советское и российское кино 1986 – 1996 гг., где значимыми персонажами выступали подростки. По результатам работы можно представить несколько важных тезисов: 1) подтвердилась гипотеза о подростковой телесности как индикаторе социокультурных изменений и источнике киноправды; 2) подросток в кино до перестройки выступал в качестве идеологического знака, поэтому его телесность была строго ограничена; 3) подростковая телесность в кино 1986 – 1996 гг. года отражала переходность и неустойчивость периода.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ