• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политики и практики звукозаписи в СССР: слушательский канон в советской культуре

ФИО студента: Малинин Николай Константинович

Руководитель: Ганжа Анна Геннадиевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2024

Данное исследование посвящено изучению аудиального ландшафта СССР, при выстраивании которого центральную роль играл институт звукозаписи. Главной задачей являлась концептуализация термина «слушательский канон». Советское государство обладало рядом специфических особенностей при организации культурного пространства населения, идеологические рамки, цензурный аппарат на протяжении всего времени существования страны с разной интенсивностью воздействовали на все сферы жизни. Звукозаписывающая индустрия была одной из полностью монополизированных структур, работающих в рамках плановой экономики. В работе анализируются условия и факторы, способствующие формированию музыкальных предпочтений в советском обществе. В качестве теоретических инструментов выбраны понятия власти-знания Мишеля Фуко и концепция вкуса и социальных делений Пьера Бурдьё. Через подробное структурирование временных периодов и присущих им особенностей, выстраиваются определенные закономерности, формирование которых происходило через практики звукозаписи, а также практики слушания. Важным рассматриваемым элементом в исследовательской работе были пластинки, как основной носитель звуковой информации в XX веке, а также другие фонодокументы эпохи и технические средства воспроизведения. Было необходимо включить в работу интервью с респондентами, обладающими глубинными знаниями о предмете исследования, что помогло подтвердить предположения, возникающие в процессе анализа, а также раскрыть неформальные черты слушательских практик в советское время, пролить свет на сложные взаимосвязи между государственным контролем и культурным самовыражением в контексте авторитарного режима.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ