• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динамика распространенности и эффективности дополнительной подготовки к поступлению в вуз и рекомендации по сглаживанию образовательного неравенства среди абитуриентов

ФИО студента: Литвинов Даниил Владимирович

Руководитель: Прахов Илья Аркадьевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

В последнее время вопрос о неравенстве доступа к высшему образованию становится наиболее актуальным. Получение высшего образования является желаемым благом, которое обладает как общественными, так и индивидуальными выгодами. В свою очередь, они могут иметь как материальное, так и нематериальное воздействие. Ввиду этого, абитуриенты находятся в конкурентной борьбе за возможность бесплатного обучения на программах высшего образования. Однако не всегда на достижение поставленного результата влияют сугубо интеллектуальные способности обучающегося – существует совокупность факторов, которые косвенно могут влиять на доступность высшего образования. Так, такие факторы именуются источниками неравенства и подразделяются на индивидуальные, семейные и школьные. Свое влияние на результативность абитуриента при поступлении в вуз они выражают через механизмы неравенства, одним из которых выступает дополнительная подготовка к поступлению в вуз. В условиях внешних шоков, таких как COVID-19, и всемирной тенденции цифровизации образования важно оценить динамику распространенности дополнительной подготовки, ведь ее структура претерпела кардинальные изменения. Ввиду этого, на основе анализа теоретических и эмпирических исследований, были выдвинуты гипотезы о том, что стратегии онлайн подготовки стали более популярны ввиду пандемии COVID-19 и их эффективность к концу рассматриваемого периода также возросла. Для проверки гипотез используются описательные, сравнительные и эконометрические методы анализа данных. Массив данных, собранный в 2022 году, предоставлен Мониторингом Экономики Образования и содержит сведения об абитуриентах, поступивших в университет в период с 2018 по 2021 гг. Результаты исследования показывают, что распространенность онлайн занятий, как платных, так и бесплатных на протяжении всего рассматриваемого периода возрастает: особенно резко возросла популярность платных онлайн занятий в период COVID-19 (на 68% с 2019 по 2020 гг.). Стоит отметить, что с 2021 года распространенность платных очных занятий снизилась, а бесплатная очная подготовка стала наименее популярным способом дополнительной подготовки к ЕГЭ. Более того, с помощью построения регрессионных моделей в разные годы был доказан положительный вклад онлайн занятий в баллы ЕГЭ как по русскому языку и профильной математике, так и в средний балл ЕГЭ, требуемый для поступления в вуз. В частности, в рамках работы предложены рекомендации по сглаживаю образовательного неравенства среди студентов – государственная поддержка интернет-площадок, агрегирующих онлайн курсы, повсеместное внедрение профильных классов и выделение бесплатных сертификатов на посещение онлайн курсов для отстающих учеников. В заключении представлена научная значимость данной работы и возможные направления дальнейших исследований.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ