• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тишина и ее значение в жизни человека с психоаналитической точки зрения

ФИО студента: Егер Элеонора Валерьевна

Руководитель: Чершинцева Мария Александровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2024

В жизни каждого так или иначе возникают моменты тишины. И проявления тишины, ее значения и смыслы всегда различны, всегда индивидуальны для каждого. В переводе с английского silence будет означать и тишину, и молчание, и беззвучие, и паузу. В этом примере многоликие образы тишины уже дифференцированы, как и репрезентации, у каждого из нас с тишиной связанные. Данная работа посвящена изучению различного отношения к тишине каждого человека, которое начинает формироваться в невербальном периоде, развивается во взаимодействии с первичными объектами на самых начальных (архаических) стадиях развития психики, а также какое влияние оказывает тишина на психический аппарат человека. В работе также рассмотрено пространство тишины, возникающее в процессе психоаналитической работы и необходимое для запуска процесса ментализации, а также различного отношения к подобным паузам и молчанию как аналитика, так и пациента, и причин отличий, что еще раз говорит о необходимости индивидуального подхода. Молчание аналитика может быть золотом и единственной возможностью возникновения представлений о самом себе и своей истории жизни для одного клиента, но внезапная тишина может оказаться убийственной и разрушительной для другого. Цель данной работы – анализ связи тишины, возникшей на различных этапах раннего детства, с тем, как формируются те или иные характеристики и особенности поведения человека, а также влияния раннего опыта переживаний тишины на дальнейшее функционирование субъекта, его способ выстраивания отношений с объектами и выбор защит на примере сублимации как некого переходного объекта. В данном исследовании рассмотрены и взаимосвязаны работы и статьи Д. Винникотта, А. Грина, Р. Руссийона, З. Фрейда и других. Выводы, сделанные в теоретической части, подтверждены сравнительным анализом биографий и творчества двух известных людей, столкнувшихся с аудиосенсорной депривацией на разных этапах детства.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ