• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики слушания в повседневном мире людей с нарушениями зрения и проблема культурной инклюзии

ФИО студента: Васина Валерия Олеговна

Руководитель: Ганжа Анна Геннадиевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Аннотация Автором данного исследования предпринимается попытка изучения практик аудиального восприятия, характерных для людей с нарушениями зрения, с применением в качестве методологического фрейма sound-studies (звуковых исследований), концепций феноменологии слушания и disability studies (исследований инвалидности). Помимо этого, автор устанавливает и анализирует корреляцию между данными практиками и феноменом культурной инклюзии, а также арт-инклюзивными практиками преимущественно в русскоязычном контексте. Автором также используется метод сравнительного анализа, так как в данной работе перцептивные фреймы незрячих и слабовидящих становятся сопоставимыми с перцептивными фреймами зрячих людей. В исследовании рассматривается и анализируется концепция инклюзивности, т.е., возможности реализации практик включения в (со)общество людей с инвалидностью, и выявляется проблемное поле, которое возникает как вопрос для дальнейшего и возможного изучения, и делаются выводы о неполной, при этом имеющейся и значимой как для научно-теоретического, так и для практического аспекта взаимосвязи между двумя исследуемыми типами практик. Актуальность исследования определяется практическим и просветительским контекстами, а также выявлением новых возможностей взаимодействия между людьми с нарушениями зрения и условно здоровым ("видящим") (со)обществом, а также отличных от существующих фреймов восприятия для обеих сторон коммуникативных актов. Автор исследует звук, в т.ч. голос в различных перцептивных контекстах: медиа, музыки и звукового ландшафта (саундскейпа) и их участие в создании культурно обусловленных фреймов восприятия с применением как научной литературы (теоретических источников с 1960-е гг. по настоящее время), так и практических кейсов: авторских заметок и литературных произведений, а также полуструктурированных интервью и практического эксперимента с участием людей с нарушениями зрения. Проблемой данного исследования является (не)возможность установить прямую взаимосвязь между полем восприятия звука у слабовидящих и полем практик арт-инклюзивных программ, а также выявление и анализ корреляции (корреляций) между аудиоперцептивными практиками инвалидов по зрению и проблематикой культурной инклюзии. Автор заключает, что аудиоперцептивные практики являются основным, а для людей с нарушениями зрения - основополагающим, фактором создания т.н. "картины" и отдельных фреймов восприятия. Однако в русскоязычной среде в силу перцептивных дифференциаций, в т.ч. обусловленных восприятием стигмы, условно невидящие люди усваивают интегративный (НЕсамостоятельный) подход включения, транслируемый и реализуемый условно здоровым (видящим) обществом, что является ключевым корреляционным аспектом и одновременно проблемой осуществления именно инклюзивных программ и практик, так как непосредственно инклюзивный подход предполагает артикулирование т.н. "особых потребностей" самими людьми с инвалидностью, в частности с нарушениями зрения. Согласно выводам автора, возможным решением в данном случае может стать активное участие последних в (пере)создании новых теоретических и практических перцептивных бэкграундов. Ключевые слова: практики слушания, аудиальное восприятие, sound-studies, инвалидность, культурная инклюзия, люди с нарушениями зрения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ