• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль эмоционального интеллекта в принятии управленческих решений руководителем

ФИО студента: Колмыкова Анна Сергеевна

Руководитель: Иванова Наталья Львовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Магистратура)

Год защиты: 2024

Данная работа посвящена роли эмоционального интеллекта в принятии управленческих решений руководителем. Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного мира управление в какой-либо организации или каким-либо процессом требует не только технических навыков, но и талантливого умения эффективно взаимодействовать
с людьми – последовательно ставить задачи, грамотно коммуницировать, соотносить цели организации с личными целями, а также целями сотрудников. Такое умение требует сочетания эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, лидерских качеств и способности адаптироваться к различным ситуациям, чтобы принимать эффективные решения. Цель исследования заключается в выявлении роли эмоционального интеллекта в процессе принятия управленческих решений. Объектом исследования выступает процесс принятия управленческих решений руководителями публичных организаций. Предметом исследования является роль эмоционального интеллекта
в процессе принятия управленческих решений руководителем. Исследование эмоционального интеллекта и принятие управленческих решений до сих пор рассматривается профессиональным сообществом автономно друг от друга, хотя основной сферой проявления эмоционального интеллекта является процесс принятия решений. Выбранная тема выпускной квалификационной работы диктует необходимость разобраться в том, что собой представляет навык принятия управленческих решений, его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом и какие эффекты от его применения ощущают субъекты управленческого процесса в организации. Первый раздел посвящен теоретической части исследования. Рассмотрено понятие «принятие решений», определены виды управленческих решений, выделены этапы принятия управленческих решений, отмечены параметры эффективности управленческих решений, установлено, что принятие решений включает в себя анализ, постановку целей, разработку стратегий и тактик, мониторинг и корректировку. Эти аспекты помогает развивать навык эмоционального интеллекта, который играет важную роль, особенно для руководителей, поскольку позволяет ему лучше понимать свои и чужие эмоции, эффективно управлять конфликтами и стрессом, принимать эффективные решения. Во второй главе представлено авторское исследование значимости эмоционального интеллекта для руководителей в процессе принятия решений на примере в Общероссийской общественно-государственной просветительской организации Российское общество «Знание» (далее - Общество). В ходе работы была разработана оригинальная процедура, поскольку подобные исследования ранее не проводились. На основании полученных данных исследования были сделаны определенные выводы: 1. Руководители в Обществе занимают разные ступени руководящих должностей, при этом большинство из них обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта. 2. В Обществе преобладает число руководителей, которые в своей управленческой деятельности ориентированы на коллективный подход к принятию решений. В целом, принимаемые решения руководителями в данной организации можно расценивать, как эффективные и ориентированные на сотрудников, однако, для дальнейшего развития управления, может быть полезным уделить больше внимания аспектам эмоциональной компетентности и упорядоченному анализу результатов
своей деятельности. 3. Представители руководящего состава отметили важность навыка эмоционального интеллекта в управленческом процессе, а именно при принятии решений руководителями. Общее эмпирическое многокомпонентное исследование еще раз подтвердило выявленную взаимосвязь. Таким образом, удалось подтвердить, что развитие эмоционального интеллекта может значительно повысить успешность деятельности руководителя, благодаря эффективному принятию управленческих решений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ